Рабочая программа по чистописанию для 5-6 классов

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Ярославской области
Управление образования Переславль-Залесский Муниципальный округ
Частное общеобразовательное учреждение «Классическая Гимназияпансион Свято-Алексиевской Пустыни памяти протоиерея Василия
Лесняка»

УТВЕРЖДЕНО:
Директор Гимназии
________________________
Василенко С.А
Приказ № 30 от
29 .08.2025г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Чистописание с элементами каллиграфии»
для обучающихся 5-6 классов
Составитель:
учитель начальных классов
Мамьянова М.А.

с. Новоалексеевка 2025-2026уч.год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курсу «Чистописание с элементами каллиграфии»
(далее—курс)
государственного

составлена

на

основе

образовательного

требований

стандарта

Федерального

начального

общего

образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 286 «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»).
Программа по курсу включает пояснительную записку, планируемые
результаты освоения программы курса, содержание курса, тематическое
планирование и формы организации занятий и учебно-методического
обеспечения образовательного процесса. Пояснительная записка к рабочей
программе отражает характеристику курса, общие цели и задачи изучения
курса.

Планируемые

результаты

курса

включают

личностные,

метапредметные и предметные результаты за период обучения (по классам).
В содержании курса представлены дидактические единицы, распределѐнные
по классам и разделам программы. В тематическом планировании
описываются программное содержание по всем разделам содержания
обучения каждого года за период обучения и характеристика деятельностей,
которые

целесообразно

использовать

при

изучении

той

или

иной

программной темы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ КУРСА
Программа курса отражает:
1)

перечень

базовых

навыков,

необходимых

для

формирования

правильного, плавного и скорого письма;
2)

сущность

чистописания

как

дисциплины,

изучающей

и

вырабатывающей нормы письма, которым обязан следовать ученик для
выработки правильного и красивого почерка;

3)

междисциплинарный характер курса, связанного с орфографией ,

пунктуацией и грамотностью письменной речи.
Курс

«Чистописание

с

элементами

каллиграфии»

оказывает

существенное влияние на формирование общего уровня грамотности
человека. Первоочередной задачей, решаемой в школе, является высокий
уровень грамотности ученика, а правильное и красивое письмо является
одним из необходимых и важных условий для развития навыков орфографии.
Ученик, не обладающий навыками правильного письма, лишѐн возможности
писать скоро, чѐтко и орфографически верно. Правильный и красивый почерк
вызывает у ученика естественное чувство удовлетворения от письма, создает
предпосылки для более чѐткой и грамотной работы мысли. «Приучая
школьников к аккуратному и точному выполнению письменных работ,
направляя их почерк, учитель воспитывает у учащихся уважение к своему
труду, ответственное отношение к выполняемому заданию, привычку к
чистоте и порядку».1
Курс

отражает

содержание

следующих

четырѐх

основных

тематических разделов:
1) письмо строчных
букв; 2) письмо
заглавных букв; 3)
письмо цифр.
Цель курса «Чистописание с элементами каллиграфии»: выработка
у

учащихся

навыка

правильного,

чѐткого,

безотрывного

письма,

каллиграфического стиля.
Основные задачи курса:
1)

формирование навыков правильной посадки, держания ручки и тетради

при письме, умение пользоваться пером и чернилами;

2)

формирование понимания принципов правильного движения пальцев,

кисти и предплечья при письме;
3)

формирование умений и навыков крупного, отрывистого письма всех

строчных, прописных букв, цифр с твѐрдым усвоением правильного строения
и способа их начертания;
4)

формирование умений и навыков правильного связывания букв,

ускоренного, безотрывного и плавного письма слов при непременном
соблюдении правил посадки, держания ручки и расположения тетради;
5)

формирование умений и навыка правильного, чѐткого, скорого письма

по одной линейке;
6)

формирование знаний о каллиграфически правильном письме;

7)

формирование умений анализировать письменную речь с точки зрения

орфографии и каллиграфии.
Место курса в учебном плане.
Курс

«Чистописание

с

элементами

каллиграфии»

позволяет

реализовать межпредметные связи с учебными предметами «Русский язык»
(раздел

«Орфография»),

«Литературное

чтение»

(раздел

«История

письменности»), «Математика» (раздел «Письмо цифр»).
Программа курса направлена на реализацию особых интеллектуальных
и социокультурных потребностей обучающихся.
Программа курса составлена из расчѐта 68 учебных часов — по 1 часу
в неделю в 5и 6 классе.
Срок реализации программы — 2 года.
Для каждого класса предусмотрено резервное учебное время, которое
может быть использовано участниками образовательного процесса в целях
формирования вариативной составляющей содержания конкретной рабочей
программы. В резервные часы входят некоторые часы на повторение,
творческие занятия. При этом обязательная часть курса, установленная

примерной рабочей программой, и время, отводимое на еѐ изучение, должны
быть сохранены полностью.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
«Чистописание с элементами каллиграфии»
В результате изучения курса в школе у обучающихся будут
сформированы следующие результаты.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты отражают приобретение первоначального
опыта деятельности обучающихся в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
- первоначальные представления роли письменной речи в русской
культуре.
Духовно-нравственного воспитания:
- проявление культуры общения с использованием письменной
речи; Эстетического воспитания:
- использование полученных знаний в творческих работах по
созданию каллиграфических выставок, приуроченных к памятным
дата;
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
- соблюдение правил организации здорового и безопасного труда
(соблюдение правильной осанки, захвата пера и положения тетради);
Трудового воспитания:
- осознание ценности письменной речи в культуре человечества.
Экологического воспитания:
- проявление бережного отношения к бумаге; Ценности научного
познания:

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные учебные действия:
Базовые логические действия:
—

сравнивать

образцы

письма,

устанавливать

основания

для

сравнения, устанавливать аналогии;
— объединять элементы букв по определѐнному признаку;
— находить закономерности изменения норм письма в соответствии с
определенным историческим этапом;
Базовые исследовательские действия:
— проводить по предложенному плану анализ письма с точки зрения
каллиграфии;
— определять разрыв между реальным и эталоном элементов, букв и
текстов;
— с помощью педагогического работника формулировать задачи урока,
планировать изменения своих навыков письма; Работа с информацией:
— анализировать и создавать школьные информационные листы и
творческие работы в соответствии с учебной задачей;
— самостоятельно выбирать подходящую форму записи разных по
стилю текстов.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
Общение:
— проявлять уважительное отношение к одноклассникам при анализе
каллиграфических работ в классе;
—

корректно

и

аргументированно

высказывать

своѐ

мнение

относительно исторических образцов письма;
Совместная деятельность:
— оценивать свой вклад в общий результат при создании выставок к
памятным датам.

Универсальные регулятивные учебные действия:
Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи по корректировке
каллиграфической

стороны

письма

для

получения

индивидуального

результата; Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач в каллиграфическом
письме;

—

корректировать

свои

учебные

действия

для

преодоления ошибок.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 класс
К концу обучения в 5 классе по курсу обучающийся научится:
-

знать и соблюдать правила посадки, хвата карандаша и пера,

положения тетради, уметь рассказать эти правила;
-

знать и уметь выполнять тренировочные упражнения для развития

мелких мускул кисти, оценивать их выполнения с точки зрения правильности
и красоты;
-

уметь проводить линии точно заданной длины, совершать движения в

строго определенном направлении, соблюдая правильную посадку за столом;
-

при письме пером различать и уметь писать тонкие волосяные черты и

элементы с нажимом;
-

знать и применять правильное написание элементов букв (строчных и

заглавных) и цифр (арабских) по сетке с частой косой линией, знать названия
элементов;
-

усвоить правильное и красивое начертание строчных и заглавных букв,

арабских цифр и математических знаков;
-

знать и уметь соединять буквы основными видами соединений:

соединения с овалами и полуовалами букв, заканчивающихся прямой чертой
с закруглением внизу,
соединения с буквами ч, г, х через ячейку, соединения
левых полуовалов с другими буквами; соединения,
начинающиеся с точки с предшествующей буквой,
соединения овалов и полуовалов, соединения двух букв
по диагонали одной ячейки.

6 класс
К концу обучения в 6 классе по курсу обучающийся научится:
-

укрепить навыки правильной посадки при письме, правильного

держания карандаша и владения карандашом и пером;
-

укрепить мелкие мускулы кисти и развить глазомер;

-

знать и применять правильное написание элементов букв (строчных и

заглавных) и цифр (арабских) по сетке с редкими косыми линиями, знать
названия элементов;
-

владеть всеми способами соединения букв, в особенности таких

соединений, которые в случае неправильного написания ведут к деформации
букв (соединения с буквами, начинающимися с точки; соединения с буквами,
состоящими из овалов);
-

уметь соединять буквы в словах по возможности без отрыва пера от

бумаги;
-

применять плавно соединением букв и ритмичное письмо, соблюдать

правильный интервал между элементами, буквами и словами для развития
быстрого и разборчивого почерка.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ КАЛЛИГРАФИИ»
5 класс
1. Письмо строчных букв
Гигиена письма. Цель курса каллиграфии. Прямая черта, прямая черта с
закруглением внизу. Строчные буквы и, ш. Прямая черта с закруглением
вверху и внизу. Строчная буква г. Прямая черта с закруглением вверху.
Строчные буквы п, т. Удлинѐнная прямая черта. Строчная буква р.
Волнистая черта. Строчная буква н. Удлинѐнная прямая черта с петлѐй.
Строчные буквы й, у. Точка с волосной чертой. Строчные буквы л, м.
Опущенная петля. Строчные буквы ц, щ. Овал. Буквы ь, ы. Левый и правый
полуовалы. Строчные буквы о, а, д, ю, б, я, ф. Строчные буквы с, е.
Начальный узелок. Строчные буквы ч, ъ. Верхняя поднятая петля. Строчные
буквы в, э, х, ж. Правый полуовал с петлѐю. Строчная буква з. Точка с малой
пламевидной чертой. Строчная буква к. Письмо соединений пройденных
букв.
2. Письмо заглавных букв
Начальное закругление, удлиненная прямая черта с закруглением
внизу. Заглавные буквы И, Ш, Ч, Ц, Щ. Точка с волосной изогнутой чертой,
идущей наклонно наверх. Заглавные буквы Л, М. Волнистая черта. Заглавная
буква А. Левый полуовал. Заглавная буква С. Овал. Заглавные буквы О, Э.
Правый и левый полуовалы. Заглавные буквы Х, Е, З, Я. Пламевидная черта.
Заглавные буквы Ж, У. Левый полуовал с петлѐю. Письмо заглавных букв Н,
К, Ю, Р, В. Начальное закругление с волнистой чертой. Письмо заглавных
букв Г, Т, П, Б, Ф, Д. Письмо слов, начинающихся с пройденных букв.
3. Письмо цифр
Письмо цифр I группы (1, 4, 7). Письмо цифр II группы (6, 9, 3). Письмо
цифр III группы (0, 2, 5, 8).

6 класс
1. Письмо строчных букв
Гигиена письма. Элементы строчных букв. Строчные буквы I группы
(и, ш, г, п, т, р, й, н, у). Соединение букв, оканчивающихся и начинающихся
прямой чертой с закруглением внизу и начинающихся с прямой и
удлинѐнной прямой черты.
Строчные буквы II группы (л, м, ц, щ, ь, ы). Орфограмма написание гласных
после шипящих. Соединение букв, начинающихся с точки с волосяной
чертой и оканчивающихся опущенной петлѐй. Строчные буквы III группы (о,
а, б, ю, ф, д, я). Соединение букв, состоящих из овала, полуовалов и
оканчивающихся удлинѐнной прямой чертой с верхней поднятой петлѐй.
Орфограмма: парные согласные по глухости – звонкости. Строчные буквы
IV группы (с, е, ч, ъ, в). Соединение букв, состоящих из полуовала и
начинающихся с начального узелка. Орфограммы: безударные гласные в
корне слова, разделительный ъ и ь. Строчные буквы V группы (в, э, х, ж, з,
к). Соединение букв, состоящих из правого полуовала с петлѐю и
оканчивающихся точкой с пламевидной чертой. Орфограммы: написание
гласных после шипящих, парные согласные по глухости – звонкости,
безударные гласные в корне слова, удвоенные согласные.
2. Письмо заглавных букв
Заглавные буквы I группы (И, Ш, Ц, Ч, Щ, Л, М, А). Соединение букв,
оканчивающихся удлинѐнной прямой чертой с закруглением внизу и
опущенной петлѐй. Заглавные буквы II группы (С, О, Х, З, Е, Я). Соединение
букв, имеющих в своѐм составе овал, малый полуовал. Заглавные буквы III

группы (Ж, У, Н, Ю, К, Р, В, Ф). Соединение букв, имеющих в своѐм составе
пламевидную черту с двумя тонкими концами, крышку, малые овалы.
Заглавные буквы IV группы (Г, П, Т, Б. Д).
3. Письмо цифр
Письмо арабских цифр I группы. 1, 4, 7. Письмо арабских цифр II
группы 6, 9, 3. Письмо арабских цифр III группы. 5. 2, 8, 0. Письмо римских
цифр и математических знаков.

Календарно-тематическое планирование
5 класс
№
Тема урока
1. Введение. Подготовка к письму. Базовые правила письма.
Обозначения. Главные особенности каллиграфического письма
2. Специальные упражнения для подготовки руки
3. Особенности написания строчных букв в каллиграфии. Строчные
буквы первой группы – о, а, ю, с
4. Строчные буквы второй группы – г, и, й, п, н
5. Строчные буквы третьей группы – ц, щ, ш, т
6. Строчные буквы четвѐртой группы – е, ѐ, в, ы, ь, ч
7. Строчные буквы пятой группы – л, м, я, к
8. Строчные буквы шестой группы – ж, х, э
9. Строчные буквы седьмой группы с выносными элементами – б, в,
д, з, р, у, ф
10. Особенности соединения букв в каллиграфии
11. Особенности соединения букв в каллиграфии
12. Особенности соединения букв в каллиграфии
13. Особенности написания заглавных букв в каллиграфии. Заглавные
буквы первой группы – А, Л, М, О с украшением
14. Заглавные буквы второй группы – Г, П, Б, Н, Т с украшением
15. Заглавные буквы третьей группы – И, У, Ц, Ш, Щ, Ч с украшением

Дата

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Заглавные буквы четвѐртой группы – В, Д, К, Р, Ю с украшением
Заглавные буквы пятой группы – Е, Ё, З, С с украшением
Заглавные буквы шестой группы – Ж, Х, Э, Я, Ф с украшением
Работа с текстом, межстрочным пространством, размещение
текста на листе . Прописи И.А.Горячевой часть 5 стр.2-5
Работа с текстом, межстрочным пространством, размещение
текста на листе. Прописи часть5 стр.6-9
Работа с текстом, межстрочным пространством, размещение
текста на листе. Прописи часть 5 стр.10-13
Работа с текстом, межстрочным пространством, размещение
текста на листе Прописи часть 5 стр. 14-17
Работа с текстом, межстрочным пространством, размещение
текста на листе Прописи часть 5 стр.18-21
Работа с текстом, межстрочным пространством, размещение
текста на листе прописи часть 5 стр.22-25
Работа с текстом, межстрочным пространством, размещение
текста на листе Прописи часть 5 стр.26-31
Работа с текстом, межстрочным пространством, размещение
текста на листе. Прописи И.А.Горячевой часть 6 стр.2-7
Работа с текстом, межстрочным пространством, размещение
текста на листе. Прописи часть 6 стр.8-13
Работа с текстом, межстрочным пространством, размещение
текста на листе .прописи часть 6 стр.14-19
Работа с текстом, межстрочным пространством, размещение
текста на листе. Прописи часть 6 стр.20-25
Работа с текстом, межстрочным пространством, размещение
текста на листе. Прописи часть6 стр.26-29
Работа с текстом, межстрочным пространством, размещение
текста на листе. Прописи часть 6 стр.30-31
Конкурс по каллиграфии "Творческая мастерская"
Подведение итогов конкурса и курса каллиграфии
Обобщение и систематизация знаний

Цель: развитие плавного и скорого безотрывного письма
Календарно-тематическое планирование 6 класс

1
2

3

4

5

6

Раздел 1. Письмо строчных букв
Подготовительные упражнения
2 дата
Гигиена письма. Цель курса чистописания с элементами
каллиграфии. Подготовительные упражнения
Письмо элементов букв: прямой черты, прямой черты с
закруглением внизу, прямой черты с закруглением вверху и
внизу, удлинѐнной прямо черты, волнистой черты, прямой черты
с петлѐй внизу.
Письмо строчных букв I группы
3
Письмо строчных букв: и, ш, г, п, т.
Ритмическое письмо соединений: ши, иш, пи, ип, ги, иг, пш, шп,.
Письмо слов: пиши, шип.
Работа с текстом, межстрочным пространством, размещение
текста на листе. Прописи И.А.Горячевой часть 7 стр.2-7
Письмо строчной буквы р.
Ритмичное письмо соединений: пр, тр, ир, гр, ри, рт, рг, рн.
Письмо слов: три, тир, пир, гири, тигр, грипп.
Работа с текстом, межстрочным пространством, размещение
текста на листе. Прописи часть 7 стр.8-13
Письмо строчных букв у, н.
Ритмичное письмо соединений: иу, шу, гу, пу, ту, ру; ни, нш, нг,
нп, нт, нр, ну.
Письмо слов: уши, груши, прут, угри, тушу, тур, шут; шнур,
грунт, нити, пни.
Работа с текстом, межстрочным пространством, размещение
текста на листе. Прописи часть 7 стр.14-19
Письмо строчных букв II группы
2
Письмо строчных букв ь, л, м.
Ритмичное письмо соединений: ил, пл, тл, гл, рл, шл, нл, ул; им,
шм, тм, нм; ьи, ть, нь, ль.
Письмо слов: пули, угли, нули, пилили, плуг, лишний, ушли, тулуп;
шум, мил, ум, тмин, гимн, мир; тишь, руль, глушь, тушь, ульи,
путь, лить, шить.
Работа с текстом, межстрочным пространством, размещение
текста на листе. Прописи часть 7 стр. 20-25

7

8

9

10

11

Письмо строчных букв ц, щ, ы.
Ритмичное письмо соединений: ци, иц, рц, нц, пц; пщ, мщ, ущ; мы,
ым, ый, цы.
Письмо слов: шпиц, шприц; щи, щит, нищий, пищи, прищурил;
липы, плиты, умный, глупый, щипцы, углы, пилы, птицы, мыши,
улицы, мыть.
Работа с текстом, межстрочным пространством, размещение
текста на листе. Прописи часть 7 стр. 26-31
Письмо строчных букв III группы
3
Письмо строчных букв о, а.
Ритмичное письмо соединений: оп, от, ор, ог, он, ол, ом; га, па,
на, уа, ла, ма.
Письмо слов: лом, порог, гром, плот, огонь, тропы, рощи,
топот, лимон; рама, нога, плащ, шалаш, туман, лапа, гуща,
лампа, лань, патриот.
Письмо строчных букв б, д, я.
Ритмичное письмо соединений: дг, др, дл, дц
(без отрыва), ид, уд, ад (с отрывом); бш, бу,
бы, об, бя; ят, ящ, мя, дя.
Письмо слов: пруд-пруды, прутпрутья, добро-добрый; борьбаборются; боб-бобы, гриб-грибы.
Орфограмма парные согласные по глухости-звонкости.
Письмо строчных букв ю, ф.
Ритмичное письмо
соединений: фр, фл, фа ющ,
ою. Письмо слов: фотограф,
фонарь, футбол; юг, юн,
пью, шью, лью, бью.
Письмо строчных букв IV группы
Письмо строчных букв с, е, ѐ, в.
Ритмичное письмо соединений: ст, сг, се, сл
(без отрыва), ус, ос, сб (с отрывом); ие, ер,
ем, ец, це, ег, ех, еч; вн, вл, во, вд, вя, ве, вз.
Письмо слов: осина, мебель, месяц, огурец, отец, портрет,
стебель, пенал, деревня, соловей, четверг, ветер, медведь.
Орфорграмма: безударные гласные в корне слов.

2

12

13

14

15

16

Письмо строчных букв ч, ъ.
Ритмичное письмо соединений: ич, уч, чу, оч, яч, чл (без
отрыва), чо, ча (с отрывом); ъю, ъя, ъе.
Письмо слов: сесть – съесть, сели – съели, подъѐм.
Орфограмма: разделительный ъ и ь.
Письмо строчных букв V группы
Письмо строчных букв: э, х, ж.
Ритмичное письмо соединений:
оэ, аэ, эт;
хр, хл, ех, эх (без отрыва), ха (с отрывом);
жа, сж, же, жм (без отрыва), жд (с
отрывом). Письмо слов: жилище,
животное; вожжи, жужжит, класс,
Орфограммы: жи-ши, удвоенные согласные.
Письмо строчных букв: з, к.
Ритмичное письмо соединений:
зн, зл, зе, зв (без отрыва), за, зб (с отрывом);
ик, кт, кл, ке, чк, ок (без отрыва), кс (с
отрывом).
Письмо слов: лазурь, закон,
фабрика, республика; грузгрузить, нож-ножи, воз-возить.
Орфограммы: безударные гласные, парные согласные.
Раздел 2. Письмо заглавных букв
Письмо заглавных букв I группы
Письмо заглавных букв И, Ш, Ч, Ц, Щ.
Письмо элементов букв:
И, Ш. Ч (начальное закругление, прямая черта с нажимом и
закруглением внизу);
Ц, Щ (опущенная петля).
Письмо слов: Ильмень, Шура, Царѐв, Пѐтр Ильич Чайковский,
Алексей Викторович Щусев.
Работа с текстом, межстрочным пространством, размещение
текста на листе. Прописи часть 8 стр.2-5
Письмо заглавных букв А, Л, М.
Письмо элементов букв: изогнутая черта с точкой.
Письмо слов: Артек, Москва, Анна Ахматова, Лермонтов
Михаил Юрьевич. Работа с текстом, межстрочным
пространством, размещение текста на листе. Прописи часть 8
стр.6-9

2

2

17

18

19

20

21

22

23

Письмо заглавных букв II группы
4
Письмо заглавных букв С, О.
Ритмичное письмо элементов букв: овалов, левого полуовала.
Письмо слов: Санкт-Петербург, Самара, Севастополь, Омск,
Обь, Ока. Работа с текстом, межстрочным пространством,
размещение текста на листе. Прописи часть 8 стр.10-13
Письмо заглавных букв Х, Э.
Ритмичное письмо элементов букв: волнистая черта с нажимом,
левый и правый полуовалы.
Письмо слов: Хабаровск, Ханты-Мансийск, Электросталь,
Элиста.
Работа с текстом, межстрочным пространством, размещение
текста на листе. Прописи часть 8 стр.14-17
Письмо заглавных букв Е, З.
Ритмичное письмо элементов: малые овалы.
Письмо слов: Енисей, Ессентуки, Евпатория, Златоуст, Зоя,
Захар.
Работа с текстом, межстрочным пространством, размещение
текста на листе. Прописи часть 8 стр.18-21
Письмо заглавной буквы Я.
Ритмичное письмо элементов: точка с волосной чертой и малый
овал.
Письмо слов: Ялта, Ярославль, Якутск.
Работа с текстом, межстрочным пространством, размещение
текста на листе. Прописи часть 8 стр.22-25
Письмо заглавных букв III группы
4
Письмо заглавных букв: Ж, У.
Ритмичное письмо элементов: пламевидная черта с двумя
тонкими концами; пламевидная черта с точкой.
Письмо слов: Железногорск, Жуковский, Улан-Удэ, Уссурийск,
Уфа, Ухта.
Работа с текстом, межстрочным пространством, размещение
текста на листе. Прописи часть 8 стр.26-29
Письмо заглавных букв: Н, Ю, К.
Ритмичное письмо элементов: полуовал с петлѐю, волнистая
черта с нажимом посередине, малая пламевидная черта, прямая
черта с закруглением вверху и внизу.
Письмо слов: Нижний Новгород, Новороссийск, Новосибирск.
Калининград, Кисловодск, Краснодар, Югра, Южно-Сахалинск.
Письмо заглавных букв: Р, В.
Ритмичное письмо элементов: крышка, малые овалы.
Письмо слов: Ржев, Ростов-на-Дону, Рыбинск, Рязань, Великий
Новгород, Волгоград, Владимир, Выборг.

24

25

26

27

28
29
30
31
32
33

34

Письмо заглавной буквы Ф.
Ритмичное письмо элементов: малых овалов.
Письмо слов: Феодосия. Федоскино, Фролово.
Работа с текстом, межстрочным пространством, размещение
текста на листе. Прописи часть 8 стр.30-31
Письмо заглавных букв IV группы
Письмо заглавных букв: Г, П, Т.
Ритмичное письмо элементов: пламевидная черта и волнистая
черта без нажима \вверху.
Письмо слов: Гатчина, Геленджик, Горно-Алтайск. Грозный,
Пенза, Пермь, Псков, Тюмень, Тверь.
Письмо заглавной буквы Б.
Ритмичное письмо элементов: пламевидная черта с точкой,
правый полуовал, начальное закругление с волнистой чертой.
Письмо слов: Барнаул, Белгород, Брест, Братск, Брянск.
Письмо заглавных букв: Д.
Ритмичное письмо элементов: пламевидная черта с петлѐю,
правый полуовал без нажима, левый полуовал с нажимом.
Письмо слов: Дербент, Дмитров. Домодедово, Дон, Днепр.
Раздел 3. Письмо цифр
Письмо арабских цифр
Письмо арабских цифр I группы. 1, 4, 7
Письмо арабских цифр II группы 6, 9, 3
Письмо арабских цифр III группы. 5. 2, 8, 0
Письмо римских цифр
Письмо римских цифр первой сотни
Письмо римских цифр в пределах тысячи
Итоговая творческая работа
Оформление плаката для 4 класса «До свидания, начальная
школа»

3

3

2

2

Оформление открыток-благодарностей учителям-предметникам с
окончанием учебного года.

УЧЕБНО-МТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Методические материалы для учителя:
-

учебник Н.Н.Боголюбова «Чистописание»;

-

учебник Н.Н.Таранова «Искусство рукописного шрифта»;

-

демонстрационные

таблицы

с

образцами

букв

и

соединений;
-

методические видео с разбором написания букв;

-

разлиновка на электронном носителе;

-

альбом образцов творческих работ по каллиграфии.

Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет:
-

сайт музея мировой каллиграфии https://www.calligraphy-

museum.com/
-

статьи

на

сайте

Русской

классической

школы

https://russianclassicalschool.ru/bibl/kalligrafiya-i-chistopisanie.html
Учебное оборудование:
-

компьютер, проектор, доска;

-

тетради (сетка с частыми наклонными линиями и с редкими

косыми линиями);
-

конторки;

-

перья, тушь, чернильницы;

-

карандаши, ластики. линейки;

-

альбом для творческих работ по каллиграфии.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».