МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Ярославской области
Управление образования Переславль-Залесский Муниципальный округ
Частное общеобразовательное учреждение «Классическая Гимназияпансион Свято-Алексиевской Пустыни памяти протоиерея Василия
Лесняка»
Утверждено:
Директор Гимназии
Василенко С.А.
Приказ № 30а
От 29.08.2025 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Церковное пение»
для обучающихся 5-9 классов
Составитель: учитель ОПВ
Федотова И.М.
2025-2026уч.год.
1
Рабочая программа по церковному пению составлена в соответствии с
рекомендациями
Синодального
отдела
религиозного
образования
и
катехизации Русской Православной Церкви.
Предмет изучается в объеме 34 часа. Периодичность занятий – 1 раз в
неделю.
Продолжительность занятия – 30 минут.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В связи с остро стоящей проблемой развития духовной культуры
общества, призвание Православной гимназии заключается не только в
полноценной реализации образовательных стандартов, но и в развитии
морально-нравственных качеств учащихся.
Церковное пение, подразумевающее обучение детей церковнопевческому искусству, знакомство с многовековым культурным и духовным
наследием, а также непосредственное участие в богослужениях, помогает в
реализации этой задачи.
Церковное пение является неотъемлемой частью музыкальной и
духовной культуры России. Оно оказывает благоприятное воздействие на
изучение детьми истории Отечества, мировой художественной культуры.
Урок церковного пения имеет специфику урока искусства, церковного
музыкального искусства, где во взаимодействии с другими видами искусства
и предметами (Основы православной веры, литература, история) является
особой формой отражения духовной, эмоциональной сферы, влияющей на
чувства и душу человека. Нужно добавить, что плодотворность обучения
церковному
богослужебному
пению
зависит
от
непосредственного
вовлечения гимназистов в Богослужение и осмысленного понимания всего
происходящего на церковной службе.
2
Целью программы является:
1.
Приобщение учащихся к духовным ценностям Православия
посредством церковного пения.
2.
Овладение традицией духовных песнопений, их видами и
жанрами в соответствии с практикой клиросного пения.
3.
Воцерковление
школьников
посредством
участия
в
богослужениях.
Задачи курса
Перед предметом «Церковное пение и чтение» стоят следующие
задачи:
1.
формирование эмоционального отклика на духовную музыку и
богослужебное церковное пение и чтение на основе ее восприятия;
2.
формирование осознанного отношения к богослужебному пению
и чтению;
3.
формирование
деятельно-практического
отношения
к
церковному пению и чтению в процессе его исполнения на богослужении.
4.
воспитание интереса к православному богослужению, подготовка
к практическому участию в богослужебном пении;
5.
воспитание уважения к истории и традициям музыкальной
культуры России
6.
изучение церковной певческой традиции через Православное
Богослужение.
7.
изучение гласовых и обиходных напевов Русской Православной
Церкви
8.
развитие вокально-хоровых навыков, музыкального слуха и
певческого голоса учащихся;
9.
развитие творческих способностей и художественного вкуса.
3
Содержание курса
Содержание предмета «Церковное пение» - составляет Богослужебное
пение. Как предмет - церковное пение несет в себе связь воспитательных,
образовательных и развивающих функций. Цель этого предмета:
ввести гимназистов в глубокий мир церковного богослужебного
искусства,
способствовать осознанному чтению богослужебных текстов
научить любить и понимать православное богослужение,
познакомить с большим многообразием жанров и форм духовной
музыки.
Другими словами, воспитать в учащихся культуру церковного пения и
чтения как части всей их духовно-нравственной культуры. Но в решении
главной стратегической задачи, если речь идет все же об образовательном
учреждении, заключено более широкое и глубокое значение - ввести как
можно раньше детей и подростков в мир серьезного духовного образования,
оказав таким путем благотворное воздействие на формирование их личности
в период интенсивного развития.
5 КЛАСС:
«ЛИТУРГИКА»
Божественная
Литургия
–
главное
богослужение.
Части
Литургии.
Особенности священнического служения и клиросного пения в частях
Литургии. Знакомство и изучение богослужебных книг, используемых при
совершении Литургии. Богослужебный устав (типикон).
«ГЛАСЫ»
Закрепление тропарной гласовой системы. Знакомство с ирмосными гласами
на примере Двунадесятых праздников.
«ПЕСНОПЕНИЯ ЛИТУРГИИ И ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ»
4
Повторение ранее изученных обиходных песнопений Литургии (ектении,
изобразительные антифоны, Единородный Сыне), выстраивание четкого
двухголосия. Разучивание новых молитвословий Литургии: Приидите
поклонимся, Аллилуарий, Херувимская песнь, Милость мира, Достойно есть.
«КАНТЫ И ДУХОВНЫЕ СТИХИ»
Роль народного творчества в формировании духовной музыки и наоборот.
Рождественские колядки. Пасхальные канты.
6 КЛАСС:
«ЛИТУРГИКА»
Понятие о годовом, седмичном и суточном круге богослужений. Углубление
понятия «богослужение»: знакомство со структурой вечернего богослужения.
Особенности знаковой системы служб, подробный разбор Всенощного
бдения.
«ГЛАСЫ»
Изучение стихирного осмогласия церковного пения на примере воскресных
стихир. Мелодические строки гласов.
«ПЕСНОПЕНИЯ ЛИТУРГИИ И ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ»
Оттачивание навыка пения обиходных произведений Литургии на 2 голоса с
использованием простой нотной партитуры, выразительных средств музыки,
свободным пением по тексту тропарей. Простейшие песнопения Всенощного
бдения на основе гласов.
«КАНТЫ И ДУХОВНЫЕ СТИХИ»
Рождественские
колядки,
Пасхальные канты.
как
средство
Духовные стихи,
творчества.
7 КЛАСС
«ЛИТУРГИКА»
5
театральной
как часть
деятельности.
народно-церковного
Углубление понятия «богослужения»: знакомство с книгами, используемых
при совершении Всенощного бдения (Октоих, Минея, Ирмологий, Псалтирь).
«ГЛАСЫ»
Закрепление стихирного осмогласия на примере стихир двунадесятых
праздников, которые попадают на учебный год.
«ПЕСНОПЕНИЯ ЛИТУРГИИ И ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ»
Изучение
молитвословий
(Предначинательный псалом,
двухголосного
Блажен
муж).
всенощного
бдения
Закрепление песнопений
Литургии, и песнопений вечерни, введение 3 голоса (тенор) для уже
знакомых партий.
«КАНТЫ И ДУХОВНЫЕ СТИХИ»
Рождественские
авторские
песни.
Духовные
стихи
и
канты
при
использовании на внутригимназических мероприятиях.
8 КЛАСС
«ЛИТУРГИКА»
Углубление понятия «Всенощное бдение»: знакомство с символикой, с
особенностями постового и пасхального богослужения. Период Триоди.
«ГЛАСЫ»
Закрепление стихирного осмогласия на примере Двунадесятых праздников.
Разбор содержания и мелодических строк ирмосов Пасхи.
«ПЕСНОПЕНИЯ ЛИТУРГИИ И ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ»
Знакомство, разбор и разучивание новых произведений: Свете тихий,
Полиелей, Антифоны 4 гласа, авторские песнопения Литургии; Повторение
двухголосия и разучивание трехголосия уже знакомых гласовых песнопений:
Сподоби Господи, Ныне отпущеши. Введение обиходных вариантов.
«КАНТЫ И ДУХОВНЫЕ СТИХИ»
Духовные стихи и канты, как часть народно-церковного творчества.
9 КЛАСС
6
«ЛИТУРГИКА»
Виды и особенности Литургии. Богослужения Великого поста. Страстная
седмица и Пасхальное богослужение. Характер и особенности песнопений.
«ГЛАСЫ»
Знакомство с ирмологическим осмогласием на примере воскресных ирмосов.
«ПЕСНОПЕНИЯ ЛИТУРГИИ И ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ»
Составление полной картины песнопений Всенощного бдения обиходных и
гласовых распевов.
Подготовка к Пасхальному богослужению: разучивание и закрепление
песнопений Литургии и пасхальной утрени (каноны, стихиры, часы).
«КАНТЫ И ДУХОВНЫЕ СТИХИ»
Духовные стихи и канты, как часть народно-церковного творчества.
Планируемые результаты
Изучение курса «Церковное пение» обеспечивает определенные
результаты.
Личностные
результаты
отражаются
в
индивидуальных
качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести
впроцессе освоения учебного предмета «Церковное пение».
•
укрепление традиционных православных ценностей;
•
причастность
к
историческому
наследию,
накопленному
предками;
•
воспитание осознанного отношения к культурному наследию;
•
практическое освоение коммуникативных навыков посредством
работы в хоровом коллективе;
•
раскрытие смыслового, эстетического и богословского значения
Православного богослужения
Метапредметные
сформированности
результаты
универсальных
характеризуют
учебных действий,
впознавательной и практической деятельности учащихся:
7
уровень
проявляющихся
Регулятивные универсальные учебные действия
–
принимать и сохранять учебную задачу;
–
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
–
планировать
свои
действия
в
соответствии
с
поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во
внутреннем плане;
–
учитывать установленные правила в планировании и
контроле способа решения;
–
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
–
оценивать правильность выполнения действия на уровне
адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов
требованиям данной задачи;
–
адекватно
воспринимать
предложения
и
оценку
учителей, товарищей, родителей и других людей;
–
различать способ и результат действия;
–
вносить необходимые коррективы в действие после его
завершения на основе его оценки и учета характера сделанных
ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового,
более совершенного результата, использовать запись в цифровой
форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи
на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия :
–
осуществлять поиск необходимой информации для
выполнения
учебных
заданий
с
использованием
учебной
литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,
цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве сети Интернет;
8
–
осуществлять
запись
(фиксацию)
выборочной
информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с
помощью инструментов ИКТ;
–
числе
использовать знаковосимволические средства, в том
модели
(включая
виртуальные)
и
схемы
(включая
концептуальные), для решения задач;
–
проявлять
познавательную
инициативу
в
учебном
сотрудничестве;
–
строить сообщения в устной и письменной форме;
–
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
–
основам смыслового восприятия художественных и
познавательных текстов, выделять существенную информацию из
сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
–
осуществлять
анализ
объектов
с
выделением
существенных и несущественных признаков;
–
осуществлять синтез как составление целого из частей;
–
проводить сравнение, сериацию и классификацию по
заданным критериям;
–
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом
круге явлений;
–
строить рассуждения в форме связи простых суждений
об объекте, его строении, свойствах и связях;
–
обобщать,
т.
е.
осуществлять
генерализацию
и
выведение общности для целого ряда или класса единичных
объектов, на основе выделения сущностной связи;
–
осуществлять подведение под понятие на основе
распознавания объектов, выделения существенных признаков и их
синтеза;
–
устанавливать аналогии;
–
владеть рядом общих приемов решения задач.
9
Коммуникативные универсальные учебные действия
–
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего
речевые, средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его
аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ
и дистанционного общения;
–
допускать
возможность
существования
у
людей
различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его
собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
–
учитывать разные мнения и стремиться к координации
различных позиций в сотрудничестве;
–
формулировать собственное мнение и позицию;
–
договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
–
строить
понятные
для
партнера
высказывания,
учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
–
задавать вопросы;
–
контролировать действия партнера;
–
использовать речь для регуляции своего действия;
–
адекватно использовать речевые средства для решения
различных
коммуникативных
задач,
строить
монологическое
высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные результаты:
5 КЛАСС
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
10
− с интересом занимаются музыкой, любят петь, умеют слушать
церковную музыку, знают правила поведения в храме;
−
сознательно
стремятся
к
развитию
своих
музыкальных
способностей;
− совершенствуются в навыках пения церковных произведений;
− стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета
«Церковное пение»,
сгруппированы по учебным модулям и должны
отражать сформированность умений:
Модуль «Литургика»:
- знать состав Литургии и основные особенности священнических
действий проскомидии, Литургии оглашенных и Литургии верных;
- уметь сопоставлять части Литургии и исполняемых хором
молитвословий;
- знать понятие «Устав» и основные богослужебные книги,
используемые при совершении Литургии;
- уметь ориентироваться в ходе Литургии.
Модуль «Гласы»:
- узнавать и уметь исполнять в 2 голоса тропари по тексту, в том
числе новые;
- уметь исполнять основные Задостойники на ирмосные гласы, без
акцента на глас.
Модуль «Песнопения Литургии»:
- понимать духовную ценность богослужения, в частности Литургии,
как самой главной службы;
- исполнять в 2 голоса ранее изученные обиходные песнопения, и
новые: «Приидите поклонимся», «Аллилуарий» 8 КПЛ, Херувимская песнь
(Старинная), Милость мира (Афонская), Достойно есть (Оптиной пустыни);
- уметь отличать по слуху наиболее известные духовные напевы;
11
- соблюдать правила орфоэпии при пении на церковнославянском
языке.
Модуль «Канты и духовные стихи»:
- использовать Рождественские песни и колядки в театрализованной
гимназической деятельности.
6 КЛАСС
Обучающиеся, освоившие программу по предмету дополнительного
образования «Церковное пение»:
− с интересом занимаются музыкой, любят петь, умеют слушать
церковную музыку, знают правила поведения в храме и на клиросе;
−
сознательно
стремятся
к
развитию
своих
музыкальных
способностей;
− совершенствуются в навыках пения церковных произведений;
− с уважением относятся к достижениям православной музыкальнопевческой культуры;
− стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета
«Церковное пение», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать
сформированность умений:
Модуль «Литургика»:
- знать, что относится к годичному, седмичному и суточному кругам
богослужений;
- понимать схему вечернего богослужения и знать какие песнопения
относятся к той или иной части вечерни.
- понимать смысл текстов изучаемых молитвословий;
- знать и соблюдать правила поведения на клиросе;
Модуль «Гласы»:
- исполнять доступные образцы духовной музыки;
12
- уметь узнавать и повторять стихирные гласы, знать их место в
богослужении;
- сопоставлять тропарные и стихирные гласы;
Модуль «Песнопения Литургии и Всенощного бдения»:
- понимать духовную ценность богослужения;
- свободно исполнять в 2 голоса простейшие песнопения Всенощного
Бдения: «Сподоби Господи» (8 глас), «Ныне отпущаеши» (6 глас),
«Благословен еси Господи» (5 глас).
- уметь исполнять в 2 голоса общенародные песнопения Литургии;
- уметь отличать по слуху наиболее известные духовные напевы;
- соблюдать правила орфоэпии при пении на церковнославянском
языке.
Модуль «Канты и духовные стихи»:
- использовать Рождественские песни и колядки в театрализованной
гимназической деятельности.
7
КЛАСС
Обучающиеся, освоившие программу по предмету дополнительного
образования «Церковное пение»:
− с интересом занимаются музыкой, любят петь, умеют слушать
церковную музыку, знают правила поведения в храме и на клиросе;
−
сознательно
стремятся
к
развитию
своих
музыкальных
способностей;
− совершенствуются в навыках пения церковных произведений;
− с уважением относятся к достижениям православной музыкальнопевческой культуры;
− стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
13
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета
«Церковное пение», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать
сформированность умений:
Модуль «Литургика»:
- знать основные книги, используемые при совершении вечернего
богослужения;
- понимать различия между разными видами вечерних богослужений
и Всенощным бдением;
- исполнять доступные образцы духовной музыки, используя уже
известные выразительные средства окраски церковного пения;
Модуль «Гласы»:
- узнавать стихирное осмогласие на слух, уметь выделять номер гласа;
- уметь исполнять двухголосие избранных стихир праздников на все
гласы;
Модуль «Песнопения Литургии и Всенощного бдения»:
-
исполнять
на
2
голоса
песнопения
Всенощного
бдения:
Предначинательный псалом, Блажен муж.
- уметь исполнять уже знакомые песнопения Литургии на 2 голоса;
- строить теноровую партию для простых песнопений;
- соблюдать правила орфоэпии при пении на церковнославянском
языке.
Модуль «Канты и духовные стихи»:
- использовать авторские рождественские песни и пасхальные канты в
театрализованной
гимназической
деятельности
и
индивидуальном
творчестве.
8 КЛАСС
Обучающиеся, освоившие программу по предмету дополнительного
образования «Церковное пение»:
14
− с интересом занимаются музыкой, любят петь, умеют слушать
церковную музыку, знают правила поведения в храме и на клиросе;
−
сознательно
стремятся
к
развитию
своих
музыкальных
способностей;
− совершенствуются в навыках пения церковных произведений;
− с уважением относятся к достижениям православной музыкальнопевческой культуры;
− стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета
«Церковное пение», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать
сформированность умений:
Модуль «Литургика»:
- понимать смысл богослужебных действий, знать их символику;
- знать особенности постового богослужения;
- знать особенности пасхального богослужения;
- понимать смысл текстов изучаемых молитвословий;
- уметь видеть разницу в текстах Постой и Цветной Триодей и
применять соответствующие выразительные средства при исполнении;
- сопоставлять характер мелодии с текстом.
Модуль «Гласы»:
- свободно применять тропарное и стихирное осмогласие, в том числе
к новым текстам;
- уметь исполнять особенные ирмоса и стихиры Пасхи.
Модуль «Песнопения Литургии и Всенощного бдения»:
- исполнять на 3 голоса ранее изученные тропари и песнопения
Литургии и Всенощного бдения;
- исполнять новые песнопения на 2 голоса: Хвалите имя Господне,
Антифон 4 гласа, Свете тихий;
15
- соблюдать правила орфоэпии при пении на церковнославянском
языке;
- ориентироваться в нотной записи новых авторских песнопений.
Модуль «Канты и духовные стихи»:
- использовать авторские рождественские песни и духовные канты в
театрализованной
гимназической
деятельности
и
индивидуальном
творчестве.
9 КЛАСС
Обучающиеся, освоившие программу по предмету дополнительного
образования «Церковное пение»:
− с интересом занимаются музыкой, любят петь, умеют слушать
церковную музыку, знают правила поведения в храме и на клиросе;
−
сознательно
стремятся
к
развитию
своих
музыкальных
способностей;
− совершенствуются в навыках пения церковных произведений;
− с уважением относятся к достижениям православной музыкальнопевческой культуры;
− стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета
«Церковное пение», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать
сформированность умений:
Модуль «Литургика»:
- знать виды Литургии и их особенности;
- знать особенности богослужений Страстной Седмицы, исполнять
избранные песнопения;
- знать особенности пасхального богослужения;
- понимать смысл текстов изучаемых молитвословий;
Модуль «Гласы»:
16
- свободно применять четырехголосное тропарное и стихирное
осмогласие, в том числе к новым текстам;
- уметь исполнять ирмосные гласы на 2 голоса;
- исполнять особенные Рождественские ирмосы на 3-4 голоса.
Модуль «Песнопения Литургии и Всенощного бдения»:
- исполнять на 4 голоса ранее изученные тропари и песнопения
Литургии и Всенощного бдения;
- исполнять новые песнопения на 2 голоса: Песнь Пресвятой
Богородице, Великое славословие;
- соблюдать правила орфоэпии при пении на церковнославянском
языке;
- свободно исполнять все песнопения Пасхального богослужения на 34 голоса;
Модуль «Канты и духовные стихи»:
- помогать младшим школьникам в подготовке и исполнении
Рождественских песен и колядок, для использования их в театрализованной
деятельности.
В соответствие с требованиями Стандарта православного компонента
программа создает условия для:
•
овладения базовыми понятиями православного вероучения,
выстраивающими правильное понимание отношений знания и веры, науки и
религии;
•
формирования целостной картины мира на основе православного
мировоззрения и мировосприятия;
•
совершенствования умственных способностей через опыт учебы,
труда, творческой деятельности, опыт духовной жизни, которые развивают
такие качества ума, как память, понимание, умение сосредотачиваться,
удерживать внимание, осмысленно слышать и слушать, рассуждать, отделять
главное от второстепенного и др.;
17
•
сформированности нравственного отношения к знанию: знания
не ради собственных амбиций и корысти, а ради ответственного служения
Богу и Отечеству;
•
умения извлекать духовный и нравственный смысл из общих
знаний и универсальных учебных действий;
•
овладения навыками смыслового чтения печатных текстов через
бережное отношение к слову;
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут
сформированы:
•
укорененность в православной традиции, вере и любви к Богу и
ближним как высших ценностях человеческой жизни;
•
устремленность личности к высшему идеалу человеческого
совершенства, выраженного в Богочеловеке – Господе Иисусе Христе
(«теосис», «обожение» человека);
•
правде
наличие нравственного самосознания (понятия о добре и зле,
и
лжи),
усвоение
таких
качеств,
как
добросовестность,
справедливость, верность, долг, честь, благожелательность;
•
осознание себя чадом Русской Православной Церкви;
•
наличие исторической памяти, чувства тесной связи со своим
народом и Отечеством, осознание базовых ценностей общества: священного
дара жизни, человеческой личности, семьи, Родины;
•
благоговейное отношение к святыням Русской Православной
Церкви;
•
наличие
благочестия),
навыков
развитие
таких
добродетельной
качеств,
как
жизни
(христианского
послушание,
терпение,
трудолюбие, милосердие, целомудрие и др.; хранение чести и гражданского
достоинства;
•
ответственность и прилежание в учебе;
•
любовь к ближним;
18
•
наличие и практическая реализация навыков совместного
творчества и соработничества;
•
наличие
навыков
неприятия зла, различения грех
(непослушания, обидчивости, зависти, лени и др.) и противостояния
искушениям «века сего»;
•
наличие эстетических чувств, умения видеть красоту Божьего
мира, красоту и внутренний смысл православного Богослужения;
•
наличие бережного отношения к здоровью как дару Божиему;
•
наличие бережного отношения к природе и всему живому.
19
Тематическое планирование по предмету «Церковное пение»
5 класс
Колво
час.
№
Тема
I
1
2
3
4
5
6
7
II
8
9
III
10
11
12
13
IV
14
15
16
I
17
18
19
20
II
21
22
23
24
25
26
27
28
39
30
31
III
32
33
34
Модуль «Литургика»
Вводное занятие. Повторение материала предыдущих годов в форме
викторины. Божественная Литургия – главное богослужение.
Божественная Литургия: проскомидия
7
1
Божественная Литургия: Литургия оглашенных
2
Божественная Литургия: Литургия верных
2
Модуль «Гласы»
Ирмосные гласы задостойников двунадесятых праздников.
2
2
Модуль «Песнопения Литургии и Всенощного бдения»
Повторение ранее изученных песнопений Литургии. Работа над
двухголосием.
Малый вход. «Приидите поклонимся». Разбор, разучивание, исполнение
4
2
Модуль «Канты и духовные стихи»
Разучивание и исполнение Рождественских песен на внутришкольных
мероприятиях. Репетиции.
3
3
Модуль «Литургика»
Понятие устава. Книги, используемые при совершении Литургии
Часослов
Апостол. (Аллиуарий. Причастны.)
Евангелие. (Опевы Евангелия.)
Модуль « Песнопения Литургии и Всенощного бдения »
Аллилуарий. Разбор. Пение (обиход)
Херувимская песнь. Двухголосие.
Разбор содержания.
Чтение и разбор мелодических особенностей.
Разучивание
Милость мира.
Разбор содержания.
Чтение и разбор мелодических особенностей.
Разучивание
Достойно есть
Чтение и разбор мелодических особенностей. Разучивание
Модуль «Канты и духовные стихи»
Разучивание и исполнение духовных стихов в честь гимназии (Кирилла и
Мефодия) на внутришкольных мероприятиях. Репетиции.
Итоговое занятие. Обобщающий урок.
4
1
1
1
1
11
1
4
20
2
2
4
2
3
3
1
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
6 класс
Колво
час.
№
Тема
I
1
2
3
4
II
5
6
7
8
9
10
III
11
12
13
14
IV
15
16
Модуль «Литургика»
Вводное занятие. Повторение материала предыдущих годов.
Православные праздники в годичном кругу богослужений
Седмичный круг богослужений.
Суточный круг богослужений.
Модуль «Гласы»
Стихирное осмогласие. Слушание музыки. Акцентирование внимания на
параллели между стихирным и тропарным гласом (5 и 6 гласы)
1 глас. Слушание, разбор музыкальных фраз.
4
2
2 глас. Слушание, разбор музыкальных фраз.
2
Модуль «Песнопения Литургии и Всенощного бдения» (двухголосие)
Оттачивание навыка пения обиходных произведений Литургии на 2 голоса
с использованием простой нотной партитуры, выразительных средств
музыки, свободным пением по тексту тропарей.
4
4
Модуль «Канты и духовные стихи»
Разучивание и исполнение Рождественских песен на внутришкольных
мероприятиях. Репетиции.
2
2
I
17
18
19
20
II
21
22
23
24
25
26
27
28
III
29
30
31
32
33
34
Модуль «Литургика»
Всенощное бдение: вечерня
4
2
Всенощное бдение: утреня
2
Модуль «Гласы»
Стихирное осмогласие. 3 глас. Слушание, разбор музыкальных фраз
8
2
4 глас. Слушание, разбор музыкальных фраз.
2
7 глас. Слушание, разбор музыкальных фраз.
2
8 глас. Слушание, разбор музыкальных фраз
2
Модуль «Песнопения Литургии и Всенощного бдения» (двухголосие)
Простейшие песнопения Всенощного Бдения. «Сподоби Господи» (8 глас).
4
2
«Ныне отпущаеши» (6 глас)
«Благословен еси Господи» (5 глас)
1
2
Итоговое занятие. Обобщающий урок.
1
7 класс
21
1
1
6
2
2
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Колво
час.
№
Тема
I
1
2
3
4
5
II
6
7
8
III
9
10
11
12
13
14
IV
15
16
I
17
18
19
20
II
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
III
32
33
34
Модуль «Литургика»
Вводное занятие. Повторение материала предыдущих годов. Книги,
используемые при совершении вечернего Богослужения.
Октоих
Минея
Ирмологий
Псалтирь
Модуль «Гласы»
Стихирное осмогласие. Закрепление на основе избранных стихир
двунадесятых праздников.
Введение во храм Пресвятой Богородицы. Стихиры праздника.
Рождество Христово. Стихиры праздника.
Модуль «Песнопения Литургии и Всенощного бдения» (двухголосие)
Предначинательный псалом. Разбор содержания.
Особенности исполнения. Чтение.
Разучивание песнопения.
Блажен муж. Разбор содержания.
Чтение и пение.
5
1
Модуль «Канты и духовные стихи»
Разучивание и исполнение Рождественских песен на внутришкольных
мероприятиях. Репетиции.
2
2
Модуль «Гласы»
Крещение Господне. Стихиры праздника.
Сретение Господне. Стихиры праздника.
Благовещение Пресвятой Богородицы. Стихиры праздника.
Вход Господень в Иерусалим. Стихиры праздника.
Модуль «Песнопения Литургии и Всенощного бдения» (трехголосие)
4
1
1
1
1
11
11
1
1
1
1
3
1
1
1
6
3
3
Оттачивание навыка пения обиходных произведений Литургии и
Всенощного бдения на 2 голоса с использованием простой нотной
партитуры, выразительных средств музыки, свободным пением по тексту
тропарей.
Постепенное введение 3 голоса.
Модуль «Канты и духовные стихи»
Разучивание и исполнение Пасхальных и/или гимназических песен на
внутришкольных мероприятиях. Репетиции.
Итоговое занятие. Обобщающий урок.
8 класс
22
2
2
1
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Колво
час.
№
Тема
I
1
2
II
3
4
III
5
6
7
8
9
10
12
13
14
IV
15
16
Модуль «Литургика»
Вводное занятие. Повторение материала предыдущих годов. Всенощное
бдение. Символика Литургии и Всенощного бдения.
Модуль «Гласы»
Рождество Пресвятой Богородицы. Стихиры праздника.
Воздвижение Креста Господня. Стихиры праздника.
Модуль «Песнопения Литургии и Всенощного бдения» (трехголосие)
Оттачивание навыка пения ранее изученных обиходных произведений
Литургии на 3 голоса.
2
2
Новые авторские произведения Литургии на выбор.
Слушание, разучивание, исполнение.
3
Оттачивание навыка пения ранее изученных обиходных произведений
Всенощного бдения на 3 голоса
3
Модуль «Канты и духовные стихи»
Разучивание и исполнение Рождественских песен на внутришкольных
мероприятиях. Репетиции.
2
2
I
17
18
19
20
II
21
22
23
III
24
25
26
27
28
29
30
31
III
32
33
34
Модуль «Литургика»
Триодь Постная. О постовом богослужении.
2
2
Триодь Цветная. О пасхальном богослужении.
2
Модуль «Гласы»
Ирмосы Пасхи.
3
2
Стихиры Пасхи
Модуль «Песнопения Литургии и Всенощного бдения» (трехголосие)
Свете тихий. Разбор содержания. Чтение и разучивание мелодии.
1
8
2
Сподоби Господи. Повторение 8 и 3 гласа.
Ныне отпущаеши. Повторение 6 гласа. Обиход
Полиелей. «Хвалите Имя Господне».
Чтение и пение.
Антифоны. Антифон 4 гласа «От юности моея»
1
1
2
Модуль «Канты и духовные стихи»
Разучивание и исполнение Пасхальных и/или гимназических песен на
внутришкольных мероприятиях. Репетиции.
Итоговое занятие. Обобщающий урок.
2
2
9 класс
23
2
1
1
9
3
2
1
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Колво
час.
№
Тема
I
1
II
2
3
4
5
6
7
8
III
9
10
11
12
13
14
IV
15
16
I
17
18
19
20
21
22
23
II
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Модуль «Литургика»
Вводное занятие. Повторение материала предыдущих годов. О видах
Литургий. Особенности.
Модуль «Гласы» (4-голосие)
Ирмосные гласы. Повторение 1, 2, 3, 4, 8 ирмосных гласов на основе
воскресных ирмосов
5-й глас. Воскресные ирмосы.
6-й глас. Воскресные ирмосы.
7-й глас. Воскресные ирмосы.
Рождественские ирмосы. Разбор мелодии и особенностей исполнения.
Чтение и пение.
Модуль «Песнопения Литургии и Всенощного бдения» (4-голосие)
Канон.
Песнь Пресвятой Богородицы «Величит душа моя».
Разбор мелодии и особенностей исполнения.
Чтение и пение.
Великое славословие. Разбор содержания, чтение и разучивание мелодии.
Работа над чистотой интонирования.
Модуль «Канты и духовные стихи»
Разучивание и исполнение Рождественских песен на внутришкольных
мероприятиях. Репетиции.
2
2
Модуль «Литургика»
Великий пост. Недели Великого поста. Особенности церковного пения.
Страстная седмица.
Великий Четверг.
Великая Пятница.
Великая Суббота. Особенности песнопений Страстной седмицы.
Пасхальное богослужение. Особенности характера и песнопений.
7
1
4
Модуль «Песнопения Литургии и Всенощного бдения» (4-голосие)
10
10
7
2
1
1
1
2
6
1
3
2
2
2
2
Подготовка к Пасхальному богослужению.
Итоговое занятие. Обобщающий урок.
1
24
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы