МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования Ярославской области
Муниципальное образование Переславский городской округ
Частное общеобразовательное учреждение
«Классическая Гимназия-пансион
Свято-Алексиевской Пустыни
памяти протоиерея Василия Лесняка»
Утверждено:
Директор Гимназии
Василенко С.А._______
Приказ № 39от 30.08.2024
Рабочая программа учебного курса
«Основы сельскохозяйственного труда»
1-4 класс.
Составили:
Учителя начальной школы:
Барышева Е.В.
Жукова Н.Г.
Новожилова Е.В.
Мамьянова М.А.
с. Новоалексеевка
2024
Пояснительная записка
Программа курса «Введение в основы сельскохозяйственного труда» предназначена для
начальных классов общеобразовательных
школ для детей сельской местности, где есть возможность более широкого ознакомления детей
с организацией сельскохозяйственного труда.
Цель курса «Введение в основы сельскохозяйственного труда» в начальных классах –
формирование активной личности, проявляющей желание трудиться, через включение ребенка
в трудовую деятельность с раннего
возраста,
наиболее
благоприятного
для
формирования не только трудовых умений, но и потребности в труде.
Основные задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:
1. дать:
-знания о понятии сельского хозяйства;
-знания о выращивании сельскохозяйственных растений, способах ухода за
ними;
-знания о сельскохозяйственных животных, способах ухода за ними;
2. научить:
- выращивать сельскохозяйственные растения;
- ухаживать за сельскохозяйственными животными; - работать с
сельскохозяйственными инструментами;
3. воспитать:
- уважительное отношение к труду на земле и потребности трудиться; выработка
самоконтроля, терпения, усидчивости, сосредоточенности;
4. формировать:
- представления о важности сельскохозяйственного труда в жизни людей; желание трудиться в
одиночку, в паре, группе; умения распределять трудовые задания между собой.
Структурно программа состоит из пяти разделов: жизнь села, овощеводство, животноводство,
цветоводство. В четвертом классе добавлен раздел сельскохозяйственные работы, так как
знания и умения выполнения сельскохозяйственных работ способствуют расширению и
обогащению практического опыта детей.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что для сельскохозяйственного
(крестьянского) уклада жизни характерно традиционное включение ребенка в трудовую
деятельность с самого раннего возраста, наиболее благоприятного для формирования не
только трудовых умений, но и потребности в труде, уважения и любви к труду на земле.
В настоящее время все более широкие слои общества вынуждены заниматься крестьянским
трудом, увеличивается число индивидуальных сельскохозяйственных предприятий. В условиях
современного сельскохозяйственного производства психологическая, нравственная ориентация
на крестьянский труд должна сочетаться с определенным объемом естественнонаучных и
сельскохозяйственных знаний, так как только теоретическое знание позволяет поднять
сельскохозяйственный труд на более высокий современный уровень.
Изучение курса позволяет обучающимся получить систематизированное представление о
сельскохозяйственном укладе жизни, о способах выращивания овощных и цветочных культур,
правилами ухода за ними.
Содержание курса включает теорию естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний,
понятия элементов агротехники, практические занятия по выращиванию, уходу за овощными и
цветочными растениями (через проведение опытнической работы и наблюдений), а также
элементарные практические знания по уходу и содержанию сельскохозяйственных животных.
На изучение данной программы предусмотрено не менее 1 часа в неделю в каждом классе.
Приоритетными методами являются
практические работы, наблюдения. Практические
работы в программе связаны с выполнением различных приемов обработки почвы, посева,
посадки, ухода за овощами и цветами, ухода за животными. Учитель в зависимости от
материально – технической базы
школы
выбирает объекты для практических работ
учащихся. При этом учитывается посильность объектов труда для учащихся в зависимости от
возраста. Практическая деятельность при обучении курса включает в себя как освоение и
выполнение конкретных трудовых приемов, так и включает учащихся в игровую и
практическую деятельность, связанную с выполняемыми работами. Для каждой темы
представлены возможные и наиболее целесообразные с точки зрения реализации содержания
программы практические работы.
Организация наблюдений за ростом и развитием растений исходит из того, что
существенными моментами являются систематичность, относительная непрерывность процесса
наблюдения, учет и обобщение наблюдаемых фактов.
Наблюдения условно делятся на два этапа: первый – непосредственно наблюдения за ростом и
развитием растений, второй – запись результатов наблюдений.
Учебные вопросы по темам курса распределяются с учетом возрастных и психологических
особенностей обучающихся и уровня их подготовленности по другим основным
образовательным программам.
Изучение программы курса в каждом классе целесообразно заканчивать подведением итогов
(результатов, выводов) наблюдений и практических работ с целью выявления и закрепления
полученных знаний, умений и навыков по темам программы.
Мониторинг уровня освоения обучающимися курса «Введение в основы сельскохозяйственного
труда» проводится в виде фронтального опроса, практических проектно-исследовательских
работ, разноуровневых тестовых заданий.
Тематическое планирование
Разделы и темы
1класс
Количество часов по классам
2 класс
3 класс
4 класс
Жизнь села
4
4
4
4
Овощеводство
12
17
14
17
Животноводство
11
6
9
-
Цветоводство
6
7
7
-
Сельскохозяйственные
работы
_
_
_
13
Итого
33
34
34
34
Прогнозируемый результат
Учащиеся должны знать:
-названия и свойства изученных предметов и их частей;
- выученные правила посадки, пикировки и высадки растений в грунт.
-правила
безопасности
ручным инвентарѐм;
труда и
личной
гигиены
при
работе
Уметь:
-называть и характеризовать предметы, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и
отличительные свойства;
- выполнять практические работы по уходу за рассадой
- на основании наблюдений как можно самостоятельнее делать практические выводы.
Прогнозируемый результат по классам:
1
Учащиеся должны знать:
- что такое село;
- чем село отличается от города;
- части растений;
- понятия овощи и фрукты;
- понятия сад, огород;
- понятие семена;
- понятие цветы;
-понятие сельскохозяйственные животные;
- виды сельскохозяйственных животных;
Уметь:
- называть части растения;
- различать овощи и фрукты;
- называть признаки овощей и фруктов;
- называть признаки лука, чеснока;
- называть сельхоз животных;
класс
- проращивать лук и чеснок в комнатных условиях;
- наблюдать за ростом овощей и делать выводы;
- выполнять практические работы по уходу за рассадой.
2
класс
Учащиеся должны знать:
- занятия сельских жителей;
- понятие овощевод;
- виды сельскохозяйственных животных;
- особенности сельскохозяйственных животных; - правила безопасной работы в
теплице.
Уметь:
- называть сельскохозяйственных животных и их признаки;
- называть признаки капусты, картофеля, томата, огурца, моркови, свеклы;
- определять название цветка;
- выращивать лук, чеснок на перо;
- наблюдать за ростом овощей и делать выводы;
- выполнять практические работы по уходу за рассадой.
3 класс
Учащиеся должны знать:
- основные направления сельского хозяйства;
- профессии, связанные с сельским хозяйством;
- понятие плод, корнеплод,
- условия, необходимые для роста растений;
- понятие почва;
- понятия однолетние и многолетние цветы; - понятие цветник; Уметь:
- выполнять простые правила по уходу за курами и кролями;
- работать с сельскохозяйственными инструментами;
- наблюдать за ростом овощей и делать выводы;
- выполнять практические работы по уходу за рассадой.
4 класс
Учащиеся должны знать:
-виды сельскохозяйственных работ;
-понятие, строение, виды почв;
- виды сельскохозяйственных культур (зерновые, овощные, масленичные, плодовоягодные);
- какие сельскохозяйственные культуры можно вырастить в нашем крае; - виды
овощей по срокам созревания; Уметь:
- собирать урожай;
- подготавливать урожай к хранению;
- работать с сельскохозяйственными инструментами;
- наблюдать за ростом овощей и делать выводы;
- выполнять практические работы по уходу за рассадой.
календарно–тематическое планирование
1 класс
№
Тема урока
Количество
часов
дата
1.
2.
3.
4.
Жизнь села
Вводное занятие.
Что такое село.
Отличие города от села.
Дидактическая игра «Город и село».
Овощеводство
1
1
1
1
6.09
13.09
20.09
4.10
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Что такое растение.
Части растения.
Овощи.
Фрукты.
Дидактическая игра «В мире овощей и фруктов»
Сад.
Огород.
Дидактическая игра «Во саду ли в огороде».
Лук и чеснок.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11.10
18.10
25.10
1.11
8.11
15.11
22.11
29.11
13.12
14.
15.
16.
Выгонка лука и чеснока на перо.
Наблюдение за луком и чесноком.
Что такое семена.
Животноводство
1
1
1
20.12
27.12
24.01
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
Сельскохозяйственные животные.
Домашняя птица.
Экскурсия на учебно-опытный участок «Рябушка»
Крупный рогатый скот.
Лошади.
Мелкий рогатый скот.
Свиньи.
Цветоводство
1
1
1
1
1
1
1
31.01
7.02
14.02
21.02
28.02
7.03
14.03
24.
25.
26.
Посев семян цветов.
Понятие цветы.
Уход за всходами.
Животноводство
1
1
1
21.03
28.03
4.04
27.
28.
Кролики.
Дидактическая игра «Польза
сельскохозяйственных животных»
1
1
11.04
2.05
29.
30.
Экскурсия на учебно-опытный участок «Рябушка»
Дидактическая игра «Угадай животное»
1
1
9.05
16.05
2 класс
№
Тема урока
Количество
часов
Жизнь села
Дата
07.09.24
1.
2.
3.
4.
Вводное занятие.
Что такое сельское хозяйство.
Занятия сельских жителей.
Дидактическая игра «Мы живем в селе».
Овощеводство
1
1
1
1
14.09
28.09
05.10
12.10
5.
6.
Профессия овощевод.
Томаты.
1
1
19.10
26.10
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Огурцы.
Капуста.
Свекла.
Картофель.
Морковь.
Дидактическая игра «Мы овощеводы».
Выгонка лука и чеснока на перо.
Наблюдение за всходами.
Разнообразие семян овощных культур.
Дидактическая игра «Назови овощ по виду
семени».
Животноводство
1
1
1
1
1
1
02.11
09.11
16.11
23.11
30.11
07.12
14.12
21.12
28.12
04.01.25
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Виды сельскохозяйственных животных.
Польза сельскохозяйственных животных.
Что едят сельскохозяйственные животные.
Где живут сельскохозяйственные животные.
Экскурсия на учебно-опытный участок «Рябушка»
Дидактическая игра «Путаница».
Овощеводство
1
1
1
1
1
1
25.01
01.02
08.02
22.02
01.03
08.03
23.
Посев семян овощей.
Цветоводство
1
15.03
24.
25.
26.
Посев семян цветов.
Уход за всходами.
Разнообразие цветов.
Овощеводство
1
1
1
22.03
29.03
05.04
27.
28.
29.
Правила безопасного труда при сельхоз работах.
Посев семян редиса и салата в теплицу.
Посадка рассады огурцов, томатов и гороха в
теплицу.
1
1
1
12.04
12.04
03.05
30.
Уход за посадками (полив, рыхление).
Цветоводство
1
1
03.05
31.
32.
33.
34.
Правила посадки цветов в открытый грунт.
Посадка цветов в открытый грунт.
Уход за цветами (полив, прополка, рыхление).
Итоговое занятие.
1
1
1
1
10.05
10.05
17.05
17.05
1
3 класс
дата
Жизнь села
Количество
часов
1.
2.
3.
4.
Вводное занятие.
Основные направления сельского хозяйства.
Сельскохозяйственные профессии.
Дидактическая игра «Угадай профессию».
Овощеводство
1
1
1
1
7.09
14.09
28.09
5.10
5.
6.
7.
8.
9.
Строение растения.
Плоды.
Корнеплоды.
Листья.
Условия, необходимые для роста растений.
Животноводство
1
1
1
1
1
12.10
19.10
26.10
2.11
9.11
10.
11.
12.
13.
14.
Свиньи. Содержание, уход.
Кролики. Содержание, уход.
Домашняя птица (куры). Содержание, уход.
Домашняя птица (гуси). Содержание, уход.
Инструменты, необходимые при уходе за сельхоз
животными.
1
1
1
1
1
16.11
23.11
30.11
7.12
14.12
15.
Правила безопасной работы при уходе за сельхоз
животными.
1
21.12
16.
17.
18.
Дидактическая игра «Поухаживай за мной».
Уход за кроликами. Практическая.
Уход за курами. Практическая.
Овощеводство
1
1
1
28.12
4.01
25.01
19.
Инструменты, необходимые для работы в саду,
цветнике, огороде.
1
1.02
20.
21.
22.
23.
Дидактическая игра «Назови инструмент».
Почва и ее роль в жизни растений.
Подготовка почвы к посеву семян.
Посев семян овощей.
Цветоводство
1
1
1
8.02
22.02
1.03
8.03
24.
25.
26.
Посев семян цветов.
Однолетние и многолетние цветы.
Цветник.
Овощеводство
1
1
1
15.03
22.03
29.03
27.
28.
Правила безопасной работы в теплице.
Посев семян редиса и салата в теплицу.
1
1
5.04
12.04
29.
Посадка рассады огурцов, томатов и гороха в
теплицу.
1
3.05
30.
Уход за посадками (полив, рыхление).
Цветоводство
1
10.05
31.
32.
33.
34.
Правила посадки цветов в открытый грунт.
Посадка цветов в открытый грунт.
Уход за цветами (полив, прополка, рыхление).
Итоговое занятие.
1
1
1
1
17.05
17.05
4 класс
Дата
Жизнь села
Количество
часов
1
1
1
1
03.09.24
10.09.24
17.09.24
24.09.24
1.
2.
3.
4.
Вводное занятие.
Основные направления сельского хозяйства.
Все профессии нужны, все профессии важны.
Дидактическая игра «Кому, что пригодиться?».
Сельскохозяйственные работы
5.
6.
7.
8.
9.
Виды сельскохозяйственных работ.
Уборка урожая овощных культур.
Подготовка урожая к хранению.
Как правильно хранить урожай.
Дидактическая игра «Урожай мы соберем».
Овощеводство
1
1
1
1
1
01.10.24
08.10.24
15.10.24
22.10.24
29.10.24
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
Что такое почва?
Строение почвы.
Изучение внешних признаков почв.
Зерновые культуры.
Овощные культуры.
Масличные культуры.
Плодово-ягодные культуры.
Овощные культуры нашего края.
Зерновые культуры нашего края.
Плодово-ягодные культуры нашего края.
Цветочные культуры нашего края.
Виды овощей по срокам созревания.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
05.11.24
12.11.24
19.11.24
26.11.24
03.12.24
10.12.24
17.12.24
24.12.24
31.12.24
21.01.25
28.01.25
04.02.25
22.
23.
24.
25.
26.
Экскурсия в магазин семян.
Посев семян овощей и цветов.
Уход за всходами.
Пикировка всходов.
Дидактическая игра «Что растет в наших краях».
Сельскохозяйственные работы
1
1
1
1
1
11.02.25
18.02.25
25.02.25
04.03.25
11.03.25
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Работа овощевода весной.
Обработка почвы весной.
Правила безопасной работы с инвентарем.
Подготовка почвы к высадке рассады.
Высадка рассады.
Уход за посадками (полив, прополка, рыхление).
Контрольная работа по курсу «Введение в основы
сельскохозяйственного труда».
1
1
1
1
1
1
1
18.03.25
25.03.25
01.04.25
08.04.25
15.04.25
30.04.25
06.05.25
34.
Итоговое занятие.
1
13.05.25
Литература
Занятия по сельскохозяйственному труду в 4-7 классах. Метод. Пособие
для учителя. Под ред. А.Е. Ставровского. - М.: Просвещение, 1974
1.
Крестинина И.А. Проблемы и социально-психологические особенности
воспитанников детских домов и школ-интернатов. // Воспитание и обучение детей с
нарушениями развития, 2007, № 2
3.
Программы для общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение в
сельской школе. Сельский дом и семья. 5-9 классы. Под ред. В.А. Кальней. – М.:
Просвещение, 2002.
2.
Рябова Н.В. Изменения содержания обучения сельских умственно
отсталых школьников. // Коррекционная педагогика, 2006, № 1
4.
Сергеенко Н.И. Общение с природой как средство
эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями развития.
5.
//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2007, № 1
коррекции