Рабочаа программа по Античной культуре 5 класс

Министерство просвещения Российской Федерации
Департамент образования Ярославской области
Муниципальное образование Переславский городской округ
Частное общеобразовательное учреждение « Классическая Гимназияпансион Свято-Алексиевской Пустыни памяти протоиерея Василия
Лесняка»

Утверждена приказом руководителя
образовательного учреждения
№ 39 от 30.08.24.
Директор Гимназии _______ Василенко С.А.

Рабочая программа по античной культуре
«Античная культура»
5 класс.

Учитель Карпова Т.М.

2024-25уч.год.

«Античная культура»- 5 класс(34ч)

1.

Героические мифы
Геракл - любимый герой греков - 3 часа.

Формирование культа героев. Рождение Геракла. Его 12 подвигов,
Благородство духа, совершенство форм Геракла воплощение мечты
о возможностях человека. Проблема силы и власти в мифах о Геракле.
II.
Греческий герой - Тесей -3 часа.
Культура Крита и Микен. Древнегреческие мифы о Миносе, царе
Крита, Минотавре, Дедале, Икаре, Ариадне. Деяния Тесея.
III.
Гомер и герои его поэм « Илиада» и «Одиссея» - 4 часа.
Личность Гомера. Основные сюжеты
"Илиады": суд Париса,
похищение Е'лены, противостояние Ахилла и Гектора.
Боги и смертные в поэме - тема судьбы, необходимость подчинения воли
богов и возможносгь выбора..
Мифы "Смерть Ахилла", "Лакоон и его сыновья», "Троянский конь". Эль Греко. "Лакоон".
"Одиссея" - три сюжетных линии: путешествие Телемаха в поисках
Одиссея, приключения Одиссея,
месть Одиссея женихам.
Одиссейхитроумный, справедливый герой.
IV. Мифологический образ Прометея - 1 час.
Значение имени Прометея – «мыслящий прежде», «предвидящий».
Происхождение , деяния Титана. Прометей - похититель огня у Зевса.
V. Мифы, породившие крылатые выражения - 1 час.
Сизифов труд. Танталовы муки. Самовлюблѐнный Нарцисс.
Имена греческого происхождения.
3 РАЗДЕЛ.
Отражение мифических образов в литературе - 22 часов.
I. Отражение мифов в произведениях древних греков - 2 час.
Гесиод (поэт конца VIII в. до н.э.
«Теогония» (отрывки: Зевс и Прометей, Гимн "К Гермесу", Дионис и
разбойники).
Открытие мира и человека в древнегреческой литературе.
■

II

Гомер «Илиада». Прием в ставке Ахилла - 2 час.

Возвышенность отцовских чувств в произведении "Одиссея".
Рассказ Одиссея о его пребывании в земле одноглазых циклопов.
Художественная высота гомеровского эпоса.
III
Эсхил (524-457 г.г. до н.э.)
Тра ге дия «Прометей прикова нный»
(Отрывок)
, Сила и возвышенность образа Прометея - 2 час,
IV. Ад (Тартар) у древних и у Данте Алигьери «Божественная комедия» -1час.

Отражение мифов В литературе XIX века.
I. АС. Пушкин. Мифологические образы в лирике поэта ( «Арион»,
"Зимние утро", "Вольность" и другие) - 2 час.
II.
Стихотворение "Из А. Шенье". Мужество, сила Геракла.
Бессмертие героя. - 1 час.
Происхождение фразеологизма «Провалиться в тар-тартары»
III.
Стихотворение "Прозерпина". Прозерпина – «ада гордая царица»
- 1 час.
Фразеологизмы «Отправиться в Елисейские поля», «кануть в Лету»,
их употребление в творчестве А.С. Пушкина.
Отражение мифов в произведениях XX века.
I.
Прославление легендарной жизни древних в творчестве ИА.
Бунин МА. Волошина. «... Мифом теперь те дни мне кажутся» И.А.
Бунин "Эсхил", «Конь Афины-Паллады». МА.Волошин "Фаэтон".
Хрупкость в вечном мире человеческой жизни. И.А Бунин «Настанет день исчезну я». «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...»- 2 часа.
П.
Образ Ариадны в поэзии XX века. МИ. Цветаева «Ариадна»(отрывок). К
Д. Бальмонт «Нить Ариадны» Фразеологизм «Нить Ариадны» - 1 час.
IV. раздел.
Отражение мифических образов
архитектуре, скульптуре - 8 часов.
I.
"Семь чудес света" - 2 часа.

в

живописи,

музыке,

Красота и художественная ценность архитектурных и скульптурных
произведений. Колосс Родосский, храм Артемиды в Эфесе, статуя Зевса
Фидия, Александрийский маяк, мав:золей в Галикарнасе, сады
Семирамиды В Вавилоне, ЕГипетские пирамиды.
П.
Живопись итальянских мастеров эпохи Возрождения - 2 часа.
Б. Джорджоне. Спящая Венера. Леонардо да Винчи. Леда. В. Тициан.
Венера Урбинская. Венера перед зеркалом. С. Боттичелли. Рождение Венеры.
I I I . Античные сюжеты в живописи художников нового времени

-2 часа.

Д. Веласкес. Венера перед зеркалом.
Ф. Буше. Венера с Амуром. Купание Дианы. Туалет Венеры. Ж.
Энгр. Зевс и Фетида.
Пуссен. Персен и Андромеда. Царство Флоры. Венера и Сатиры.
X Рембрандт.Даная. Э.Мане. Олимпия.
IV. Античные мотивы в картинах русских художников- 2часа.
Б. Кустодиев. Русская Венера. П. Соколов. Андромаха, оплакивающая
тело Гектора. Дедал и Икар. И. Акимов Самосожжение Геркулеса. А.
Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. М. Врубель. Пан. А. Иванов.
Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора.
V. Прославление красоты человеческого тела в античной скульптуре.

Мирон.Дискобол. Афина и Марсий. Поликлет. Дорифор. Раненая амазонка.
Пракситель. Г'ермес с младенцем Дионисом.
VI. Художественное своеобразие греческой архитектуры – 1 час.
Акрополь – главный архитектурный ансамбль Афин. Рельефы Парфенона.
Фидий. Спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой.
VII. Сюжеты росписей греческих амфор – 1 час.
Вазописец Эксекий. Ахилл и Аякс за игрой в кости.
VIII. Отражение мифических сюжетов в музыке – 1 час.
К.Глюк. Орфей. Опера А Журбина. Орфей и Эвридика.
Проектная деятельность-1 час.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Античная цивилизация.- М.,1978.
2. Алпатов М.Б. Художественные проблемы искусства Древней Греции.- М.,1987
3. Виппер Б.В. Искусство Древней Греции.- М., 1972.
4. Голосовкер Я.Э. Логика Мифа.- М., 1987
5. Дмитриева Н.А. Краткая история искусства.- М.,1986.
6. Кессиди Ф.А. От мифа к логосу.- М., 1972.
7. Колпинский Ф.Д. Великое население античной Эллады.- М.,1976.
8. Кун А.Н. Мифы и легенды Древней Греции и Рима. - М.,1994.
9. Любимов Л. Искусство древнего мира.- М.,1980.
10 Мифы народов мира. Т 1-2.- М.,1991.
11. Чубова А.П. Иванова А.П. Античная живопись.- М., Л., 1966.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Агбунов М. Античные мифы и легенды. Мифологический словарь.- М., 1993.
2. Ботвинник М. Мифологический словарь.- М.,1984.
3. Кун А.Н. Мифы и легенды Древней Греции и Рима.- М.,1994.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».