Рабочая программа по вероятности и статистике 7-9 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования Ярославской области
Муниципальное образование Переславский городской округ
Частное общеобразовательное учреждение
«Классическая Гимназия-пансион Свято-Алексиевской Пустыни
памяти протоиерея Василия Лесняка»
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Василенко Светлана Андреевна
Протокол №63 от «31» августа 2023
г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2488276)
учебного курса «Вероятность и статистика»
для обучающихся 7-9 классов
на 2023-2024 учебный год

Учитель
Гуйван Елена Николаевна

с. Новоалексеевка, Свято-Алексиевская Пустынь, 2023 г.
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном цифровом мире вероятность и статистика приобретают
всё большую значимость, как с точки зрения практических приложений, так
и их роли в образовании, необходимом каждому человеку. Возрастает число
профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая подготовка
в области вероятности и статистики, такая подготовка важна для
продолжения образования и для успешной профессиональной карьеры.
Каждый человек постоянно принимает решения на основе имеющихся у
него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях недостатка
или избытка информации необходимо в том числе хорошо сформированное
вероятностное и статистическое мышление.
Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у
обучающихся функциональную грамотность, включающую в себя в качестве
неотъемлемой составляющей умение воспринимать и критически
анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать
вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей,
производить простейшие вероятностные расчёты.
Знакомство в учебном курсе с основными принципами сбора, анализа и
представления данных из различных сфер жизни общества и государства
приобщает обучающихся к общественным интересам. Изучение основ
комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчёта числа
вариантов, в том числе в прикладных задачах. Знакомство с основами теории
графов создаёт математический фундамент для формирования компетенций в
области информатики и цифровых технологий. При изучении статистики и
вероятности обогащаются представления обучающихся о современной
картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли
статистики как источника социально значимой информации и закладываются
основы вероятностного мышления.
В соответствии с данными целями в структуре программы учебного
курса «Вероятность и статистика» основного общего образования выделены
следующие содержательно-методические линии: «Представление данных и
описательная статистика», «Вероятность», «Элементы комбинаторики»,
«Введение в теорию графов».
Содержание линии «Представление данных и описательная статистика»
служит основой для формирования навыков работы с информацией: от
чтения и интерпретации информации, представленной в таблицах, на
диаграммах и графиках, до сбора, представления и анализа данных с
использованием статистических характеристик средних и рассеивания.
2

Работая с данными, обучающиеся учатся считывать и интерпретировать
данные, выдвигать, аргументировать и критиковать простейшие гипотезы,
размышлять над факторами, вызывающими изменчивость, и оценивать их
влияние на рассматриваемые величины и процессы.
Интуитивное представление о случайной изменчивости, исследование
закономерностей и тенденций становится мотивирующей основой для
изучения теории вероятностей. Большое значение имеют практические
задания, в частности опыты с классическими вероятностными моделями.
Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного
события. При изучении учебного курса обучающиеся знакомятся с
простейшими методами вычисления вероятностей в
случайных
экспериментах
с
равновозможными
элементарными
исходами,
вероятностными законами, позволяющими ставить и решать более сложные
задачи. В учебный курс входят начальные представления о случайных
величинах и их числовых характеристиках.
В рамках учебного курса осуществляется знакомство обучающихся с
множествами и основными операциями над множествами, рассматриваются
примеры применения для решения задач, а также использования в других
математических курсах и учебных предметах.
В 7–9 классах изучается учебный курс «Вероятность и статистика», в
который входят разделы: «Представление данных и описательная
статистика», «Вероятность», «Элементы комбинаторики», «Введение в
теорию графов».
На изучение учебного курса «Вероятность и статистика» отводится 102
часа: в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в
неделю), в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю).

3

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
7 КЛАСС
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение
таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и
круговых). Чтение графиков реальных процессов. Извлечение информации из
диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных.
Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах,
наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных. Примеры
случайной изменчивости.
Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и
частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе
и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей.
Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная
степень вершин. Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в
графах. Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированном
графе. Решение задач с помощью графов.
8 КЛАСС
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Множество, элемент множества, подмножество. Операции над
множествами: объединение, пересечение, дополнение. Свойства операций
над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное,
включения. Использование графического представления множеств для
описания реальных процессов и явлений, при решении задач.
Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение
числовых наборов. Диаграмма рассеивания.
Элементарные события случайного опыта. Случайные события.
Вероятности событий. Опыты с равновозможными элементарными
событиями. Случайный выбор. Связь между маловероятными и практически
достоверными событиями в природе, обществе и науке.
Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование
висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер. Правило
умножения. Решение задач с помощью графов.
Противоположные события. Диаграмма Эйлера. Объединение и
пересечение событий. Несовместные события. Формула сложения
вероятностей. Условная вероятность. Правило умножения. Независимые
события. Представление эксперимента в виде дерева. Решение задач на
4

нахождение вероятностей с помощью дерева случайного эксперимента,
диаграмм Эйлера.
9 КЛАСС
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков,
интерпретация данных. Чтение и построение таблиц, диаграмм, графиков по
реальным данным.
Перестановки и факториал. Сочетания и число сочетаний. Треугольник
Паскаля. Решение задач с использованием комбинаторики.
Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на
плоскости, из отрезка и из дуги окружности.
Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха.
Серия испытаний Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний
Бернулли.
Случайная величина и распределение вероятностей. Математическое
ожидание и дисперсия. Примеры математического ожидания как
теоретического среднего значения величины. Математическое ожидание и
дисперсия случайной величины «число успехов в серии испытаний
Бернулли».
Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей с помощью
частот. Роль и значение закона больших чисел в природе и обществе.

5

ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО КУРСА «ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА» НА
УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса
«Вероятность и статистика» характеризуются:
1) патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской
математики, ценностным отношением к достижениям российских
математиков и российской математической школы, к использованию этих
достижений в других науках и прикладных сферах;
2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, представлением о математических основах функционирования
различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например,
выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных
с практическим применением достижений науки, осознанием важности
морально-этических принципов в деятельности учёного;
3) трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач
математической направленности, осознанием важности математического
образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и
построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учётом личных интересов и общественных потребностей;
4) эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию
математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть
математические закономерности в искусстве;
5) ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, пониманием математической науки как сферы человеческой
деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации,
овладением языком математики и математической культурой как средством
познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской
деятельности;
6

6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего
здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего
права на ошибку и такого же права другого человека;
7) экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач
в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием
глобального характера экологических проблем и путей их решения;
8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению
уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности
новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать
принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
 выявлять и характеризовать существенные признаки математических
объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать
определения понятий, устанавливать существенный признак
классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа;
 воспринимать,
формулировать и преобразовывать суждения:
утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие,
условные;
7

выявлять
математические
закономерности,
взаимосвязи
и
противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях,
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
 делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
 разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от
противного), проводить самостоятельно несложные доказательства
математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить
примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения;
 выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания,
формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему,
самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать
гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
 проводить по самостоятельно составленному плану несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей
математического объекта, зависимостей объектов между собой;
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность
полученных результатов, выводов и обобщений;
 прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать
предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
 выявлять недостаточность и избыточность информации, данных,
необходимых для решения задачи;
 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
 выбирать форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;
 оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями
и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения


8










в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения
задачи, комментировать полученный результат;
в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы,
проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск
решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других
участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в
корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
представлять
результаты
решения
задачи,
эксперимента,
исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления
с учётом задач презентации и особенностей аудитории;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении учебных математических задач;
принимать цель совместной деятельности, планировать организацию
совместной работы, распределять виды работ, договариваться,
обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких
людей;
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы
и координировать свои действия с другими членами команды,
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
сформулированным участниками взаимодействия.

Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
 самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его
часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать и корректировать
варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
 владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата
решения математической задачи;
 предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи,
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
найденных ошибок, выявленных трудностей;
 оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и
условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели,
находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.

9

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 7 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты:
Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах,
представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые
(столбчатые) и круговые) по массивам значений.
Описывать и интерпретировать реальные числовые данные,
представленные в таблицах, на диаграммах, графиках.
Использовать для описания данных статистические характеристики:
среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения,
размах.
Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен,
физических величин, антропометрических данных, иметь представление о
статистической устойчивости.
К концу обучения в 8 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты:
Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде
таблиц, диаграмм, графиков, представлять данные в виде таблиц, диаграмм,
графиков.
Описывать данные с помощью статистических показателей: средних
значений и мер рассеивания (размах, дисперсия и стандартное отклонение).
Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том числе
по результатам измерений и наблюдений.
Находить вероятности случайных событий в опытах, зная вероятности
элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными
элементарными событиями.
Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента,
диаграммы Эйлера, числовая прямая.
Оперировать понятиями: множество, подмножество, выполнять
операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение,
перечислять элементы множеств, применять свойства множеств.
Использовать графическое представление множеств и связей между
ними для описания процессов и явлений, в том числе при решении задач из
других учебных предметов и курсов.
К концу обучения в 9 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты:

10

Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в
различных источниках в виде таблиц, диаграмм, графиков, представлять
данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Решать задачи организованным перебором вариантов, а также с
использованием комбинаторных правил и методов.
Использовать описательные характеристики для массивов числовых
данных, в том числе средние значения и меры рассеивания.
Находить частоты значений и частоты события, в том числе пользуясь
результатами проведённых измерений и наблюдений.
Находить вероятности случайных событий в изученных опытах, в том
числе в опытах с равновозможными элементарными событиями, в сериях
испытаний до первого успеха, в сериях испытаний Бернулли.
Иметь представление о случайной величине и о распределении
вероятностей.
Иметь представление о законе больших чисел как о проявлении
закономерности в случайной изменчивости и о роли закона больших чисел в
природе и обществе.

11

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Представление данных.

7

1

1,5

2

Описательная статистика.

6

1

1

3

Случайная изменчивость.

7

1

1

4

Введение в теорию графов.

3

0

0

5

Логические утверждения и
высказывания.

4

0

0

5

Случайные опыты и случайные
события.

3

0

0,5

6

Обобщение, систематизация знаний.

4

1

0

34

4

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

12

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415fdc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415fdc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415fdc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415fdc

Библиотека ЦОК
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/02.4/07
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415fdc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415fdc

8 КЛАСС
№ п/п

1

Наименование разделов
и тем программы
Повторение курса 7
класса.

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

3

0

2

Множества.

3

Математическое
описание случайных
событий.

5

4

Рассеивание данных.

4

5

Практические
работы

0

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417fb2

0

Библиотека ЦОК
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/lesson/535d3143-be5e4372-a3e1dddae37cf930?backUrl=%2F02.4%2F08

1

1

Библиотека ЦОК
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/02.4/08

0

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417fb2

Библиотека ЦОК
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/02.4/08

5

Деревья.

6

Математические
рассуждения.

3

1

0

Библиотека ЦОК
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/02.4/08

7

Операции над
случайными событиями.

4

0

0

Библиотека ЦОК
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/02.4/08

8

Условная вероятность и

4

0

0

Библиотека ЦОК

3

0

0

13

независимые события.

9

Обобщение,
систематизация знаний.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/02.4/08
3

1

0

34

3

1

14

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2

9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Повторение курса 8 класса.

4

0

0

2

Элементы комбинаторики.

4

0

1

3

Геометрическая вероятность.

4

1

0

4

Испытания Бернулли.

6

0

1

5

Случайные величины.

7

1

0

6

Обобщение, контроль.

9

1

0

34

3

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

15

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a302

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a302

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a302

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a302

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a302

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a302

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Курсивом выделены темы, предназначенные для ознакомительного изучения. Они не включаются в итоговый контроль,
могут быть исключены из мероприятий промежуточного контроля.

7 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Таблицы. Упорядочивание
данных и поиск информации.

1

0

0

2

Извлечение и интерпретация
табличных данных.
Практическая работа
"Таблицы".

1

0

0,5

3

Подсчёты и вычисления в
таблицах.

1

0

0

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ec1f8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ec324

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ec78e

Библиотека ЦОК
4

Столбиковые диаграммы.

1

0

0

5

Круговые диаграммы.

1

0

0

6

Практическая работа
"Диаграммы".

1

0

1

7

Контрольная работа № 1 по
теме «Представление
данных».

1

1

0
16

https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/02.4/07

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ed18e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ed602

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ed72e

8

Числовые наборы. Среднее
арифметическое числового
набора.

1

0

0

9

Медиана числового набора.
Устойчивость медианы.

1

0

0

10

Медиана числового набора.
Устойчивость медианы.

1

0

0

11

Практическая работа «Средние
значения» Решение задач с
помощью среднего
арифметического и медианы.

1

0

1

12

Наибольшее и наименьшее
значения числового набора.
Размах.

1

0

0

13

Контрольная работа № 2 по
теме «Описательная
статистика».

1

1

0

14

Примеры случайной
изменчивости. Точность и
погрешность измерений.

15

Тенденции и случайные
отклонения.

1

0

0

16

Частоты значений в массиве
данных.

1

0

0

17

Группировка данных.
Гистограмма.

1

0

0

18

Выборка. Рост человека.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ed846

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ed846

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863edb3e

Библиотека ЦОК
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/02.4/07

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863edc6a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ee07a

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/02.4/07

Библиотека ЦОК

17

https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/02.4/07

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ee390

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ee4bc

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863ee69c

19

Практическая работа по теме
«Случайная изменчивость».

20

Контрольная работа № 3 по
теме «Случайная
изменчивость».

1

1

0

21

Графы. Вершина и рёбра
графа. Степень вершины.

1

0

0

22

Пути в графе. Связные графы.

1

0

0

23

Задача о Кёнигсбергских
мостах, эйлеровы пути и
эйлеровы графы.

1

0

0

24

Утверждения и высказывания.
Отрицание.

1

0

0

25

Условные утверждения.

1

0

0

26

Обратные и равносильные
утверждения. Признаки и
свойства. Необходимые и
достаточные условия.

1

0

0

27

Противоположные
утверждения.
Доказательство от
противного.

1

0

0

28

Примеры случайных опытов и
случайных событий.
Вероятности и частоты

1

0

0

1

0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ee9d0

Библиотека ЦОК

18

https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/02.4/07

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863eee1c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863eecc8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863eef52

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ef0ba

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ef236

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ef3b2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ef4d4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ef646

событий.

29

Монета и игральная кость в
теории вероятностей. Как и
зачем узнать вероятность
события. Практическая работа
"Частота выпадения орла".

1

0

0,5

30

Вероятностная защита
информации от ошибок.

1

0

0

31

Повторение. Представление
данных.

1

0

0

32

Повторение. Описательная
статистика.

1

0

0

33

Повторение. Вероятность
случайного события.

1

0

0

34

Итоговая контрольная
работа.

1

1

0

34

4

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК

19

https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/02.4/07

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ef8a8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f0186

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863efa24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863efbaa

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863efec0

8 КЛАСС
№
п/п

1

2

3

Количество часов
Тема урока

Повторение: представление
данных, описательная
статистика.
Повторение: случайная
изменчивость, введение в
теорию графов.

Повторение: логика, случайные
опыты и случайные события.

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

0

0

1

0

0

1

0

0

4

Множество, подмножество,
примеры множеств.

1

0

0

5

Операции над множествами.
Диаграммы Эйлера.

1

0

0

6

Операции над множествами.
Диаграммы Эйлера.

1

0

0

7

Множества решений
неравенств и систем.

1

0

0

8

Правило умножения.

1

0

0
20

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f029e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f03fc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f0578

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f076c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f0a50

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f0a50

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f0bfe

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f0ea6

9

Случайные опыты и
элементарные события.
Вероятности элементарных
событий. Равновозможные
элементарные события.

1

0

0

10

Благоприятствующие
элементарные события.

1

0

0

11

Вероятности событий.

1

0

0

12

Опыты с равновозможными
элементарными событиями.
Случайный выбор.

1

0

1

1

1

0

1

0

0

13

14

Контрольная работа № 1 по
теме «Математическое
описание случайных
событий».
Рассеивание числовых данных
и отклонения.

15

Дисперсия числового массива.
Обозначения и формулы.

1

0

0

16

Стандартное отклонение
числового набора.

1

0

0

17

Диаграммы рассеивания.

1

0

0

18

Деревья.

1

0

0

19

Свойства деревьев.

1

0

0
21

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f1180

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f143c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f1784

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f198c

https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/02.4/08

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f1dec

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f1dec

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f1f72

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f21ca

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f21ca

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f235a

20

Дерево случайного
эксперимента.

1

0

0

21

Логические союзы «и» и «или».

1

0

0

22

Отрицание сложных
утверждений.

1

0

0

23

Контрольная работа № 2 по
теме «Рассеивание данных.
Деревья. Математические
рассуждения».

1

1

0

24

Определение случайного
события. Взаимно
противоположные случайные
события.

1

0

0

25

Объединение и пересечение
событий. Несовместные
события.

1

0

0

26

Формула сложения
вероятностей.

1

0

0

27

Решение задач при помощи
координатной прямой.

1

0

0

28

Условная вероятность и
правило умножения
вероятностей.

1

0

0

29

Дерево случайного опыта.

1

0

0

30

Независимые события.

1

0

0
22

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f2a4e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f2bac

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f2cd8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f2e36

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f2f8a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f3214

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f3372

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f3764

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f38ae

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f3b06

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f3cbe

31

Об ошибке Эдгара По.

1

0

0

32

Повторение. Представление
данных. Описательная
статистика.

1

0

0

33

Повторение. Графы.
Вероятность случайного
события. Элементы
комбинаторики.

1

0

0

34

Итоговая контрольная работа

1

1

0

34

3

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

23

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f3f20

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f4128

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f4312

9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

1

2

3

Тема урока

Повторение: представление
данных, описательная
статистика.
Повторение: операции над
событиями, независимость
событий.

Повторение: элементы
комбинаторики.

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

0

0

1

0

0

1

0

0

4

Повторение: элементы теории
множеств.

1

0

0

5

Комбинаторное правило
умножения.

1

0

0

6

Перестановки. Факториал.

1

0

0

7

Число сочетаний. Треугольник
Паскаля.

1

0

0

24

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК
07.09.2023

https://m.edsoo.ru/863f47ea

Библиотека ЦОК
14.09.2023

https://m.edsoo.ru/863f47ea

22.09.2023

https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/02.4/08

28.09.2023

https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/02.4/08

Библиотека ЦОК
05.10.2023

https://m.edsoo.ru/863f4e16

Библиотека ЦОК
12.10.2023

https://m.edsoo.ru/863f4e16

Библиотека ЦОК
19.10.2023

https://m.edsoo.ru/863f5014

8

Практическая работа
«Вычисление вероятностей с
использованием
комбинаторных функций
электронных таблиц».

1

0

1

9

Выбор точки из фигуры на
плоскости.

1

0

0

10

Выбор точки из фигуры на
плоскости.

1

0

0

11

Выбор точки из отрезка и
дуги окружности.

1

0

0

1

1

0

1

0

0

12

13

Контрольная работа № 1 по
теме «Элементы
комбинаторики.
Геометрическая
вероятность».
Успех и неудача. Испытания
до первого успеха.

14

Успех и неудача. Испытания
до первого успеха.

1

0

0

15

Серия испытаний Бернулли.

1

0

0

16

Число успехов в испытаниях
Бернулли.

1

0

0

17

Вероятности событий в
испытаниях Бернулли.

1

0

0

25

Библиотека ЦОК
26.10.2023

https://m.edsoo.ru/863f5208

Библиотека ЦОК
02.11.2023

https://m.edsoo.ru/863f5884

Библиотека ЦОК
09.11.2023

https://m.edsoo.ru/863f5a50

Библиотека ЦОК
16.11.2023

https://m.edsoo.ru/863f5bfe

Библиотека ЦОК
23.11.2023

https://m.edsoo.ru/863f5e10

Библиотека ЦОК
30.11.2023

https://m.edsoo.ru/863f6162

Библиотека ЦОК
07.12.2023

https://m.edsoo.ru/863f6356

14.12.2023

https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/02.4/09

Библиотека ЦОК
21.12.2023

https://m.edsoo.ru/863f64d2

Библиотека ЦОК
28.12.2023

https://m.edsoo.ru/863f6680

18

Практическая работа
«Испытания Бернулли».

1

0

1

19

Примеры случайных величин.
Распределение вероятностей
случайной величины.

1

0

0

20

Математическое ожидание
случайной величины.

1

0

0

21

Математическое ожидание
случайной величины.

1

0

0

22

Дисперсия и стандартное
отклонение.

1

0

0

23

Математическое ожидание,
дисперсия числа успехов и
частоты успеха в серии
испытаний Бернулли.

1

0

0

24

Закон больших чисел и его
применение.

1

0

0

1

1

0

1

0

0

25

26

Контрольная работа № 2 по
теме «Испытания Бернулли.
Случайные величины».
Повторение. Представление
данных.

27

Повторение. Описательная
статистика.

1

0

0

28

Повторение. Вероятность
случайного события.

1

0

0

26

Библиотека ЦОК
04.01.2024

https://m.edsoo.ru/863f67de

Библиотека ЦОК
25.01.2024

https://m.edsoo.ru/863f6b44

Библиотека ЦОК
01.02.2024

https://m.edsoo.ru/863f6da6

Библиотека ЦОК
08.02.2024

https://m.edsoo.ru/863f6f86

Библиотека ЦОК
16.02.2024

https://m.edsoo.ru/863f72c4

Библиотека ЦОК
22.02.2024

https://m.edsoo.ru/863f7652

Библиотека ЦОК
29.02.2024

https://m.edsoo.ru/863f7116

Библиотека ЦОК
07.03.2024

https://m.edsoo.ru/863f783c

14.03.2024

https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/02.4/09

Библиотека ЦОК
21.03.2024

https://m.edsoo.ru/863f893a

Библиотека ЦОК
28.03.2024

https://m.edsoo.ru/863f7a4e

29

Повторение. Элементы
комбинаторики.

1

0

0

30

Повторение. Элементы
комбинаторики.

1

0

0

31

Повторение. Случайные
величины и распределения.

1

0

0

32

Повторение. Испытания
Бернулли.

1

0

0

33

Повторение. Испытания
Бернулли.

1

0

0

34

Итоговая контрольная
работа.

1

1

0

34

3

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
04.04.2024

https://m.edsoo.ru/863f7c9c

Библиотека ЦОК
11.04.2024

https://m.edsoo.ru/863f7e54

Библиотека ЦОК
18.04.2024

https://m.edsoo.ru/863f8408

Библиотека ЦОК
25.04.2024

https://m.edsoo.ru/863f861a

Библиотека ЦОК
16.05.2024

https://m.edsoo.ru/863f8b56

23.05.2024

https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/02.4/09

Учебно-методическое обеспечение:
1. Математика. Вероятность и статистика. 7 – 9 классы. Учебник в 2 частях. Учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений (базовый уровень)/ И.Р. Высоцкий, И.В. Ященко, под редакцией И.В. Ященко — М.: Просвещение, 2023.
2. Математика. Вероятность и статистика: 7—9-е классы: базовый уровень: методическое пособие к предметной линии учебников по
вероятности и статистике И. Р. Высоцкого, И. В. Ященко под ред. И. В. Ященко. — 2-е изд., стер. — Москва: Просвещение, 2023.
— 38 с.
3. Методика обучения математике. Изучение вероятностно-статистической линии в школьном курсе математики: учеб.-метод.
пособие / А. С. Бабенко. – Кострома : Изд-во Костром. гос. ун-та, 2017. – 56 с.
4. Лекции по дискретной математике. Часть I. Комбинаторика,: [Учеб. пособие.]: Э.Р. Зарипова, М.Г. Кокотчикова. – М.: РУДН, 2012.
– 78 с.
5. Рассказы о множествах. 3-е издание/ Виленкин Н. Я. — М.: МЦНМО, 2005. — 150 с.
27

6. Элементы теории множеств: Учебно-методическое пособие/ Сост.: Кулагина Т. В., Тихонова Н. Б. – Пенза: ПГУ, 2014. –32 с.
7. О.Г. Гофман, А.Н. Гудович .150 задач по теории вероятностей. ВГУ
8. Теория вероятностей. Справочное пособие к решению задач.! А.А. Гусак, Е.А. Бричикова. - Изд-е 4-е, стереотип.- Мн.:
ТетраСистеме, 2003. - 288 с.
9. Популярная комбинаторика. Н.Я. Виденкин. – Издательство «Наука», 1975
10. Шень А. Вероятность: примеры и задачи. / 4-е изд., стереотипное. – М.: МЦНМО, 2016.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) для поддержки подготовки школьников:
1) http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/5ececba0-3192-11dd-bd11-0800200c9a66/
2) http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/96abc5ab-fba3-49b0-a493-8adc2485752f/118194/?

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».