МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент образования Ярославской области Муниципальное образование Переславский городской округ Частное общеобразовательное учреждение «Классическая Гимназия-пансион Свято-Алексиевской Пустыни памяти протоиерея Василия Лесняка» УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Василенко Светлана Андреевна Протокол №63 от «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 2488276) учебного курса «Вероятность и статистика» для обучающихся 7-9 классов на 2023-2024 учебный год Учитель Гуйван Елена Николаевна с. Новоалексеевка, Свято-Алексиевская Пустынь, 2023 г. 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В современном цифровом мире вероятность и статистика приобретают всё большую значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании, необходимом каждому человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая подготовка в области вероятности и статистики, такая подготовка важна для продолжения образования и для успешной профессиональной карьеры. Каждый человек постоянно принимает решения на основе имеющихся у него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях недостатка или избытка информации необходимо в том числе хорошо сформированное вероятностное и статистическое мышление. Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у обучающихся функциональную грамотность, включающую в себя в качестве неотъемлемой составляющей умение воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Знакомство в учебном курсе с основными принципами сбора, анализа и представления данных из различных сфер жизни общества и государства приобщает обучающихся к общественным интересам. Изучение основ комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчёта числа вариантов, в том числе в прикладных задачах. Знакомство с основами теории графов создаёт математический фундамент для формирования компетенций в области информатики и цифровых технологий. При изучении статистики и вероятности обогащаются представления обучающихся о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления. В соответствии с данными целями в структуре программы учебного курса «Вероятность и статистика» основного общего образования выделены следующие содержательно-методические линии: «Представление данных и описательная статистика», «Вероятность», «Элементы комбинаторики», «Введение в теорию графов». Содержание линии «Представление данных и описательная статистика» служит основой для формирования навыков работы с информацией: от чтения и интерпретации информации, представленной в таблицах, на диаграммах и графиках, до сбора, представления и анализа данных с использованием статистических характеристик средних и рассеивания. 2 Работая с данными, обучающиеся учатся считывать и интерпретировать данные, выдвигать, аргументировать и критиковать простейшие гипотезы, размышлять над факторами, вызывающими изменчивость, и оценивать их влияние на рассматриваемые величины и процессы. Интуитивное представление о случайной изменчивости, исследование закономерностей и тенденций становится мотивирующей основой для изучения теории вероятностей. Большое значение имеют практические задания, в частности опыты с классическими вероятностными моделями. Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного события. При изучении учебного курса обучающиеся знакомятся с простейшими методами вычисления вероятностей в случайных экспериментах с равновозможными элементарными исходами, вероятностными законами, позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В учебный курс входят начальные представления о случайных величинах и их числовых характеристиках. В рамках учебного курса осуществляется знакомство обучающихся с множествами и основными операциями над множествами, рассматриваются примеры применения для решения задач, а также использования в других математических курсах и учебных предметах. В 7–9 классах изучается учебный курс «Вероятность и статистика», в который входят разделы: «Представление данных и описательная статистика», «Вероятность», «Элементы комбинаторики», «Введение в теорию графов». На изучение учебного курса «Вероятность и статистика» отводится 102 часа: в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю). 3 СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 7 КЛАСС Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых). Чтение графиков реальных процессов. Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных. Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах, наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных. Примеры случайной изменчивости. Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей. Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в графах. Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированном графе. Решение задач с помощью графов. 8 КЛАСС Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Множество, элемент множества, подмножество. Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение. Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное, включения. Использование графического представления множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач. Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение числовых наборов. Диаграмма рассеивания. Элементарные события случайного опыта. Случайные события. Вероятности событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор. Связь между маловероятными и практически достоверными событиями в природе, обществе и науке. Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер. Правило умножения. Решение задач с помощью графов. Противоположные события. Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событий. Несовместные события. Формула сложения вероятностей. Условная вероятность. Правило умножения. Независимые события. Представление эксперимента в виде дерева. Решение задач на 4 нахождение вероятностей с помощью дерева случайного эксперимента, диаграмм Эйлера. 9 КЛАСС Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков, интерпретация данных. Чтение и построение таблиц, диаграмм, графиков по реальным данным. Перестановки и факториал. Сочетания и число сочетаний. Треугольник Паскаля. Решение задач с использованием комбинаторики. Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из отрезка и из дуги окружности. Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха. Серия испытаний Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли. Случайная величина и распределение вероятностей. Математическое ожидание и дисперсия. Примеры математического ожидания как теоретического среднего значения величины. Математическое ожидание и дисперсия случайной величины «число успехов в серии испытаний Бернулли». Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей с помощью частот. Роль и значение закона больших чисел в природе и обществе. 5 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы учебного курса «Вероятность и статистика» характеризуются: 1) патриотическое воспитание: проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах; 2) гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного; 3) трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей; 4) эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве; 5) ценности научного познания: ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности; 6 6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека; 7) экологическое воспитание: ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения; 8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды: готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные; 7 выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения; выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях. Работа с информацией: выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно. Коммуникативные универсальные учебные действия: воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения 8 в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения; представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации. Самоконтроль, эмоциональный интеллект: владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей; оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту. 9 ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 7 классе обучающийся получит следующие предметные результаты: Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по массивам значений. Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках. Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах. Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин, антропометрических данных, иметь представление о статистической устойчивости. К концу обучения в 8 классе обучающийся получит следующие предметные результаты: Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков. Описывать данные с помощью статистических показателей: средних значений и мер рассеивания (размах, дисперсия и стандартное отклонение). Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том числе по результатам измерений и наблюдений. Находить вероятности случайных событий в опытах, зная вероятности элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями. Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента, диаграммы Эйлера, числовая прямая. Оперировать понятиями: множество, подмножество, выполнять операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение, перечислять элементы множеств, применять свойства множеств. Использовать графическое представление множеств и связей между ними для описания процессов и явлений, в том числе при решении задач из других учебных предметов и курсов. К концу обучения в 9 классе обучающийся получит следующие предметные результаты: 10 Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в различных источниках в виде таблиц, диаграмм, графиков, представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков. Решать задачи организованным перебором вариантов, а также с использованием комбинаторных правил и методов. Использовать описательные характеристики для массивов числовых данных, в том числе средние значения и меры рассеивания. Находить частоты значений и частоты события, в том числе пользуясь результатами проведённых измерений и наблюдений. Находить вероятности случайных событий в изученных опытах, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями, в сериях испытаний до первого успеха, в сериях испытаний Бернулли. Иметь представление о случайной величине и о распределении вероятностей. Иметь представление о законе больших чисел как о проявлении закономерности в случайной изменчивости и о роли закона больших чисел в природе и обществе. 11 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Контрольные работы Практические работы 1 Представление данных. 7 1 1,5 2 Описательная статистика. 6 1 1 3 Случайная изменчивость. 7 1 1 4 Введение в теорию графов. 3 0 0 5 Логические утверждения и высказывания. 4 0 0 5 Случайные опыты и случайные события. 3 0 0,5 6 Обобщение, систематизация знаний. 4 1 0 34 4 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 12 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc Библиотека ЦОК https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/02.4/07 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc 8 КЛАСС № п/п 1 Наименование разделов и тем программы Повторение курса 7 класса. Количество часов Всего Контрольные работы 3 0 2 Множества. 3 Математическое описание случайных событий. 5 4 Рассеивание данных. 4 5 Практические работы 0 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2 0 Библиотека ЦОК https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/lesson/535d3143-be5e4372-a3e1dddae37cf930?backUrl=%2F02.4%2F08 1 1 Библиотека ЦОК https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/02.4/08 0 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2 Библиотека ЦОК https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/02.4/08 5 Деревья. 6 Математические рассуждения. 3 1 0 Библиотека ЦОК https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/02.4/08 7 Операции над случайными событиями. 4 0 0 Библиотека ЦОК https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/02.4/08 8 Условная вероятность и 4 0 0 Библиотека ЦОК 3 0 0 13 независимые события. 9 Обобщение, систематизация знаний. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/02.4/08 3 1 0 34 3 1 14 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417fb2 9 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы 1 Повторение курса 8 класса. 4 0 0 2 Элементы комбинаторики. 4 0 1 3 Геометрическая вероятность. 4 1 0 4 Испытания Бернулли. 6 0 1 5 Случайные величины. 7 1 0 6 Обобщение, контроль. 9 1 0 34 3 2 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 15 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a302 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a302 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a302 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a302 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a302 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a302 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Курсивом выделены темы, предназначенные для ознакомительного изучения. Они не включаются в итоговый контроль, могут быть исключены из мероприятий промежуточного контроля. 7 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего Контрольные работы Практические работы 1 Таблицы. Упорядочивание данных и поиск информации. 1 0 0 2 Извлечение и интерпретация табличных данных. Практическая работа "Таблицы". 1 0 0,5 3 Подсчёты и вычисления в таблицах. 1 0 0 Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ec1f8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ec324 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ec78e Библиотека ЦОК 4 Столбиковые диаграммы. 1 0 0 5 Круговые диаграммы. 1 0 0 6 Практическая работа "Диаграммы". 1 0 1 7 Контрольная работа № 1 по теме «Представление данных». 1 1 0 16 https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/02.4/07 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed18e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed602 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed72e 8 Числовые наборы. Среднее арифметическое числового набора. 1 0 0 9 Медиана числового набора. Устойчивость медианы. 1 0 0 10 Медиана числового набора. Устойчивость медианы. 1 0 0 11 Практическая работа «Средние значения» Решение задач с помощью среднего арифметического и медианы. 1 0 1 12 Наибольшее и наименьшее значения числового набора. Размах. 1 0 0 13 Контрольная работа № 2 по теме «Описательная статистика». 1 1 0 14 Примеры случайной изменчивости. Точность и погрешность измерений. 15 Тенденции и случайные отклонения. 1 0 0 16 Частоты значений в массиве данных. 1 0 0 17 Группировка данных. Гистограмма. 1 0 0 18 Выборка. Рост человека. 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed846 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed846 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863edb3e Библиотека ЦОК https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/02.4/07 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863edc6a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee07a Библиотека ЦОК 1 0 0 https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/02.4/07 Библиотека ЦОК 17 https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/02.4/07 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee390 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee4bc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee69c 19 Практическая работа по теме «Случайная изменчивость». 20 Контрольная работа № 3 по теме «Случайная изменчивость». 1 1 0 21 Графы. Вершина и рёбра графа. Степень вершины. 1 0 0 22 Пути в графе. Связные графы. 1 0 0 23 Задача о Кёнигсбергских мостах, эйлеровы пути и эйлеровы графы. 1 0 0 24 Утверждения и высказывания. Отрицание. 1 0 0 25 Условные утверждения. 1 0 0 26 Обратные и равносильные утверждения. Признаки и свойства. Необходимые и достаточные условия. 1 0 0 27 Противоположные утверждения. Доказательство от противного. 1 0 0 28 Примеры случайных опытов и случайных событий. Вероятности и частоты 1 0 0 1 0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee9d0 Библиотека ЦОК 18 https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/02.4/07 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eee1c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eecc8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eef52 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef0ba Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef236 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef3b2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef4d4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef646 событий. 29 Монета и игральная кость в теории вероятностей. Как и зачем узнать вероятность события. Практическая работа "Частота выпадения орла". 1 0 0,5 30 Вероятностная защита информации от ошибок. 1 0 0 31 Повторение. Представление данных. 1 0 0 32 Повторение. Описательная статистика. 1 0 0 33 Повторение. Вероятность случайного события. 1 0 0 34 Итоговая контрольная работа. 1 1 0 34 4 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Библиотека ЦОК 19 https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/02.4/07 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef8a8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0186 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863efa24 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863efbaa Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863efec0 8 КЛАСС № п/п 1 2 3 Количество часов Тема урока Повторение: представление данных, описательная статистика. Повторение: случайная изменчивость, введение в теорию графов. Повторение: логика, случайные опыты и случайные события. Всего Контрольные работы Практические работы 1 0 0 1 0 0 1 0 0 4 Множество, подмножество, примеры множеств. 1 0 0 5 Операции над множествами. Диаграммы Эйлера. 1 0 0 6 Операции над множествами. Диаграммы Эйлера. 1 0 0 7 Множества решений неравенств и систем. 1 0 0 8 Правило умножения. 1 0 0 20 Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f029e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f03fc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0578 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f076c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0a50 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0a50 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0bfe Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0ea6 9 Случайные опыты и элементарные события. Вероятности элементарных событий. Равновозможные элементарные события. 1 0 0 10 Благоприятствующие элементарные события. 1 0 0 11 Вероятности событий. 1 0 0 12 Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор. 1 0 1 1 1 0 1 0 0 13 14 Контрольная работа № 1 по теме «Математическое описание случайных событий». Рассеивание числовых данных и отклонения. 15 Дисперсия числового массива. Обозначения и формулы. 1 0 0 16 Стандартное отклонение числового набора. 1 0 0 17 Диаграммы рассеивания. 1 0 0 18 Деревья. 1 0 0 19 Свойства деревьев. 1 0 0 21 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1180 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f143c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1784 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f198c https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/02.4/08 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1dec Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1dec Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1f72 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f21ca Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f21ca Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f235a 20 Дерево случайного эксперимента. 1 0 0 21 Логические союзы «и» и «или». 1 0 0 22 Отрицание сложных утверждений. 1 0 0 23 Контрольная работа № 2 по теме «Рассеивание данных. Деревья. Математические рассуждения». 1 1 0 24 Определение случайного события. Взаимно противоположные случайные события. 1 0 0 25 Объединение и пересечение событий. Несовместные события. 1 0 0 26 Формула сложения вероятностей. 1 0 0 27 Решение задач при помощи координатной прямой. 1 0 0 28 Условная вероятность и правило умножения вероятностей. 1 0 0 29 Дерево случайного опыта. 1 0 0 30 Независимые события. 1 0 0 22 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2a4e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2bac Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2cd8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2e36 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2f8a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3214 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3372 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3764 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f38ae Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3b06 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3cbe 31 Об ошибке Эдгара По. 1 0 0 32 Повторение. Представление данных. Описательная статистика. 1 0 0 33 Повторение. Графы. Вероятность случайного события. Элементы комбинаторики. 1 0 0 34 Итоговая контрольная работа 1 1 0 34 3 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 23 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3f20 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f4128 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f4312 9 КЛАСС Количество часов № п/п 1 2 3 Тема урока Повторение: представление данных, описательная статистика. Повторение: операции над событиями, независимость событий. Повторение: элементы комбинаторики. Всего Контрольные работы Практические работы 1 0 0 1 0 0 1 0 0 4 Повторение: элементы теории множеств. 1 0 0 5 Комбинаторное правило умножения. 1 0 0 6 Перестановки. Факториал. 1 0 0 7 Число сочетаний. Треугольник Паскаля. 1 0 0 24 Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК 07.09.2023 https://m.edsoo.ru/863f47ea Библиотека ЦОК 14.09.2023 https://m.edsoo.ru/863f47ea 22.09.2023 https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/02.4/08 28.09.2023 https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/02.4/08 Библиотека ЦОК 05.10.2023 https://m.edsoo.ru/863f4e16 Библиотека ЦОК 12.10.2023 https://m.edsoo.ru/863f4e16 Библиотека ЦОК 19.10.2023 https://m.edsoo.ru/863f5014 8 Практическая работа «Вычисление вероятностей с использованием комбинаторных функций электронных таблиц». 1 0 1 9 Выбор точки из фигуры на плоскости. 1 0 0 10 Выбор точки из фигуры на плоскости. 1 0 0 11 Выбор точки из отрезка и дуги окружности. 1 0 0 1 1 0 1 0 0 12 13 Контрольная работа № 1 по теме «Элементы комбинаторики. Геометрическая вероятность». Успех и неудача. Испытания до первого успеха. 14 Успех и неудача. Испытания до первого успеха. 1 0 0 15 Серия испытаний Бернулли. 1 0 0 16 Число успехов в испытаниях Бернулли. 1 0 0 17 Вероятности событий в испытаниях Бернулли. 1 0 0 25 Библиотека ЦОК 26.10.2023 https://m.edsoo.ru/863f5208 Библиотека ЦОК 02.11.2023 https://m.edsoo.ru/863f5884 Библиотека ЦОК 09.11.2023 https://m.edsoo.ru/863f5a50 Библиотека ЦОК 16.11.2023 https://m.edsoo.ru/863f5bfe Библиотека ЦОК 23.11.2023 https://m.edsoo.ru/863f5e10 Библиотека ЦОК 30.11.2023 https://m.edsoo.ru/863f6162 Библиотека ЦОК 07.12.2023 https://m.edsoo.ru/863f6356 14.12.2023 https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/02.4/09 Библиотека ЦОК 21.12.2023 https://m.edsoo.ru/863f64d2 Библиотека ЦОК 28.12.2023 https://m.edsoo.ru/863f6680 18 Практическая работа «Испытания Бернулли». 1 0 1 19 Примеры случайных величин. Распределение вероятностей случайной величины. 1 0 0 20 Математическое ожидание случайной величины. 1 0 0 21 Математическое ожидание случайной величины. 1 0 0 22 Дисперсия и стандартное отклонение. 1 0 0 23 Математическое ожидание, дисперсия числа успехов и частоты успеха в серии испытаний Бернулли. 1 0 0 24 Закон больших чисел и его применение. 1 0 0 1 1 0 1 0 0 25 26 Контрольная работа № 2 по теме «Испытания Бернулли. Случайные величины». Повторение. Представление данных. 27 Повторение. Описательная статистика. 1 0 0 28 Повторение. Вероятность случайного события. 1 0 0 26 Библиотека ЦОК 04.01.2024 https://m.edsoo.ru/863f67de Библиотека ЦОК 25.01.2024 https://m.edsoo.ru/863f6b44 Библиотека ЦОК 01.02.2024 https://m.edsoo.ru/863f6da6 Библиотека ЦОК 08.02.2024 https://m.edsoo.ru/863f6f86 Библиотека ЦОК 16.02.2024 https://m.edsoo.ru/863f72c4 Библиотека ЦОК 22.02.2024 https://m.edsoo.ru/863f7652 Библиотека ЦОК 29.02.2024 https://m.edsoo.ru/863f7116 Библиотека ЦОК 07.03.2024 https://m.edsoo.ru/863f783c 14.03.2024 https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/02.4/09 Библиотека ЦОК 21.03.2024 https://m.edsoo.ru/863f893a Библиотека ЦОК 28.03.2024 https://m.edsoo.ru/863f7a4e 29 Повторение. Элементы комбинаторики. 1 0 0 30 Повторение. Элементы комбинаторики. 1 0 0 31 Повторение. Случайные величины и распределения. 1 0 0 32 Повторение. Испытания Бернулли. 1 0 0 33 Повторение. Испытания Бернулли. 1 0 0 34 Итоговая контрольная работа. 1 1 0 34 3 2 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Библиотека ЦОК 04.04.2024 https://m.edsoo.ru/863f7c9c Библиотека ЦОК 11.04.2024 https://m.edsoo.ru/863f7e54 Библиотека ЦОК 18.04.2024 https://m.edsoo.ru/863f8408 Библиотека ЦОК 25.04.2024 https://m.edsoo.ru/863f861a Библиотека ЦОК 16.05.2024 https://m.edsoo.ru/863f8b56 23.05.2024 https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/02.4/09 Учебно-методическое обеспечение: 1. Математика. Вероятность и статистика. 7 – 9 классы. Учебник в 2 частях. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ И.Р. Высоцкий, И.В. Ященко, под редакцией И.В. Ященко — М.: Просвещение, 2023. 2. Математика. Вероятность и статистика: 7—9-е классы: базовый уровень: методическое пособие к предметной линии учебников по вероятности и статистике И. Р. Высоцкого, И. В. Ященко под ред. И. В. Ященко. — 2-е изд., стер. — Москва: Просвещение, 2023. — 38 с. 3. Методика обучения математике. Изучение вероятностно-статистической линии в школьном курсе математики: учеб.-метод. пособие / А. С. Бабенко. – Кострома : Изд-во Костром. гос. ун-та, 2017. – 56 с. 4. Лекции по дискретной математике. Часть I. Комбинаторика,: [Учеб. пособие.]: Э.Р. Зарипова, М.Г. Кокотчикова. – М.: РУДН, 2012. – 78 с. 5. Рассказы о множествах. 3-е издание/ Виленкин Н. Я. — М.: МЦНМО, 2005. — 150 с. 27 6. Элементы теории множеств: Учебно-методическое пособие/ Сост.: Кулагина Т. В., Тихонова Н. Б. – Пенза: ПГУ, 2014. –32 с. 7. О.Г. Гофман, А.Н. Гудович .150 задач по теории вероятностей. ВГУ 8. Теория вероятностей. Справочное пособие к решению задач.! А.А. Гусак, Е.А. Бричикова. - Изд-е 4-е, стереотип.- Мн.: ТетраСистеме, 2003. - 288 с. 9. Популярная комбинаторика. Н.Я. Виденкин. – Издательство «Наука», 1975 10. Шень А. Вероятность: примеры и задачи. / 4-е изд., стереотипное. – М.: МЦНМО, 2016. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) для поддержки подготовки школьников: 1) http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/5ececba0-3192-11dd-bd11-0800200c9a66/ 2) http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/96abc5ab-fba3-49b0-a493-8adc2485752f/118194/? 28