ЧОУ «Классическая Гимназия-пансион
Свято-Алексиевской Пустыни памяти протоиерея Василия Лесняка»
Утверждено:
Директор
__________ Василенко С.А.
Приказ № 63 от 31.08.2023 г.
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
учебного предмета
«Изобразительное искусство»
для 1 класса начального общего
образования
на 2023-2024 учебный год
Составитель: Платонова М.Н.
учитель начальных классов
Новоалексеевка 2023
Кодификатор предметных результатов по изобразительному искусству
в соответствии с обновлённым ФГОС НОО
1 класс
Проверяемые предметные результаты
Код
проверяемого
результата
Тема 1. Модуль «Графика»
1.1.
Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в
самостоятельной творческой работе в условиях урока
1.2.
Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе
знакомства со средствами изобразительного языка
1.3.
Приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт
обобщения и геометризации наблюдаемой формы как основы обучения
рисунку
1.4.
Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры
1.5.
Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать
пространственные величины
1.6.
Приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения
изображения на листе
1.7.
Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа для
выполнения соответствующих задач рисунка
Тема 2. Модуль «Живопись»
2.1.
Осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока
2.2.
Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные
представления, которые рождает каждый цвет
2.3.
Осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своё мнение
с опорой на опыт жизненных ассоциаций
2.4.
Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения
красок и получения нового цвета
Тема 3. Модуль «Скульптура»
3.1.
Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных
образных объёмных форм в природе (облака, камни, коряги, формы плодов и
др.)
3.2.
Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать
представления о целостной форме в объёмном изображении
3.3.
Овладевать первичными навыками бумагопластики — создания объёмных
форм из бумаги путём её складывания, надрезания, закручивания и др.
Тема 4. Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
4.1.
Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры
узоров в природе (в условиях урока на основе фотографий); приводить
примеры, сопоставлять и искать ассоциации с орнаментами в произведениях
декоративно-прикладного искусства
4.2.
Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные,
геометрические, анималистические
4.3.
Учиться использовать правила симметрии в своей художественной
деятельности
4.4.
Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции
(стилизованной: декоративный цветок или птица)
4.5.
Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей
4.6.
Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных
художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по
выбору учителя с учётом местных промыслов) и опыт практической
художественной деятельности по мотивам игрушки выбранного промысла
4.7.
Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления
общего праздника
Тема 5. Модуль «Архитектура»
5.1.
Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по
фотографиям в условиях урока); анализировать и характеризовать особенности
и составные части рассматриваемых зданий
5.2.
Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных
простых геометрических тел
5.3.
Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в
форме коллективной игровой деятельности
5.4.
Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и
первичные навыки анализа его строения
Тема 6. Модуль «Восприятие произведений искусства»
6.1.
Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций
их содержания и сюжета, настроения, композиции (расположения на листе),
цвета, а также соответствия учебной задаче, поставленной учителем
6.2.
Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе
эмоциональных впечатлений с учётом учебных задач и визуальной установки
учителя
6.3.
Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни
человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи
(установки)
Осваивать опыт эстетического восприятия и аналитического наблюдения
архитектурных построек
6.5.
Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой
картиной, понимать значение зрительских умений и специальных знаний;
приобретать опыт восприятия картин со сказочным сюжетом (В. М. Васнецова,
М. А. Врубеля и других художников по выбору учителя), а также произведений
с ярко выраженным эмоциональным настроением (например, натюрморты В.
Ван Гога или А. Матисса)
6.6.
Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских
книгах и отношения к ним в соответствии с учебной установкой
Тема 7. Модуль «Азбука цифровой графики»
7.1.
Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и
целенаправленного наблюдения природы
7.2.
Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью
сделан снимок, насколько значимо его содержание и какова композиция в
кадре
Тема 8. Планируемые результаты могут достигаться в процессе освоения любой темы
8.1.
Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать её в своей
практической художественной деятельности
8.2.
Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с
позиций соответствия их поставленной учебной задаче, с позиций
выраженного в рисунке содержания и графических средств его выражения (в
рамках программного материала)
8.3
Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные
впечатления, организованные педагогом
6.4.
Заливкой выделены результаты, которые можно оценить не только в процессе практической
деятельности, но и посредством проведения письменных работ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса на уровне начального
общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной
образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте начального общего образования.
Содержание программы распределено по модулям с учётом проверяемых требований к результатам
освоения учебного предмета, выносимым на промежуточную аттестацию.
Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании
художественной культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического
отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний,
умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся.
Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся, формирование
активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства,
понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей.
Содержание предмета охватывает все основные вида визуально-пространственных искусств
(собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративноприкладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию
эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию
зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Для учащихся
начальной школы большое значение также имеет восприятие произведений детского творчества,
умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания,
художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной учителем.
Такая рефлексия детского творчества имеет позитивный обучающий характер.
Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории
отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных
образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще
всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при
сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения
окружающей действительности).
На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и
технически доступным разнообразием художественных материалов. Практическая художественнотворческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При опоре на
восприятие произведений искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируется
прежде всего в собственной художественной деятельности, в процессе практического решения
художественно-творческих задач.
Рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности развития детей 7—8 лет, при
этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся,
как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом
формате с задачей формирования навыков сотрудничества в художественной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область
«Искусство» и является обязательным для изучения. Содержание предмета «Изобразительное
искусство» структурировано как система тематических модулей и входит в учебный план 1—4
классов программы начального общего образования в объёме 1 ч одного учебного часа в неделю.
Изучение содержания всех модулей в 1 классе обязательно.
При этом предусматривается возможность реализации этого курса при выделении на его изучение
двух учебных часов в неделю за счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками
образовательного процесса. При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а
увеличение времени на практическую художественную деятельность. Это способствует качеству
обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных
результатов обучения.
На изучение изобразительного искусства в 1 классе отводится 2 час в неделю, всего 66 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «Графика»
Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или горизонтального формата листа в
зависимости от содержания изображения.
Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для линейного рисунка и их
особенности. Приёмы рисования линией.
Рисование с натуры: разные листья и их форма.
Представление о пропорциях: короткое — длинное. Развитие навыка видения соотношения частей
целого (на основе рисунков животных).
Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте. Формирование навыка видения
целостности. Цельная форма и её части.
Модуль «Живопись»
Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью
в условиях урока. Краски «гуашь», кисти, бумага цветная и белая.
Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым цветом. Навыки смешения
красок и получение нового цвета.
Эмоциональная выразительность цвета, способы выражение настроения в изображаемом сюжете.
Живописное изображение разных цветков по представлению и восприятию. Развитие навыков
работы гуашью. Эмоциональная выразительность цвета.
Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года.
Живопись (гуашь), аппликация или смешанная техника.
Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие воображения.
Модуль «Скульптура»
Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка.
Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика, птички и др.). Приёмы
вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания.
Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных художественных
промыслов (дымковская или каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных
промыслов).
Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами над- резания, закручивания, складывания.
Объёмная аппликация из бумаги и картона.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий).
Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с
орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства.
Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и
растительные. Декоративная композиция в круге или в полосе.
Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над
изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора
крыльев.
Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных
промыслов: дымковская или каргопольская игрушка (или по выбору учителя с учётом местных
промыслов).
Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путём складывания бумаги и аппликации.
Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги.
Модуль «Архитектура»
Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по фотографиям),
обсуждение особенностей и составных частей зданий.
Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических
тел. Овладение приёмами склеивания, надрезания и вырезания деталей; использование приёма
симметрии.
Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона
или пластилина.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального
содержания детских работ.
Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни человека в
зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки).
Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных установок учителя в
соответствии с изучаемой темой.
Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с картиной,
написанной на сказочный сюжет (произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и другие по выбору
учителя).
Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих
практических задач — установок наблюдения. Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка
эмоционального содержания произведений.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных впечатлений.
Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального
образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к российским
традиционным духовным ценностям, а также социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов:
уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;
ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и
социально значимые личностные качества;
духовно-нравственное развитие обучающихся;
мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социальнозначимой деятельности;
позитивный опыт участия в творческой деятельности;
интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и
гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и
других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций
отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и
изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в
процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о
красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни
общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и
мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов
и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия
для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого
человека, становлению чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося,
приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск
человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и
воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают
школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует
росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.
Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых
отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и
низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников
в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье,
природе, труду, искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к
жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной
рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской
деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения
природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует
активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по
освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического
продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива,
понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками,
работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определённым
заданиям по программе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Пространственные представления и сенсорные способности:
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе;
сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям;
находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов;
сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;
анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой;
обобщать форму составной конструкции;
выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном
образе) на установленных основаниях;
абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции;
соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах;
выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной
среде и плоскостном изображении.
Базовые логические и исследовательские действия:
проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных
свойств различных художественных материалов;
проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения
художественных заданий;
проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок
в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского
художественного творчества;
использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния
природы, предметного мира человека, городской среды;
анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметнопространственную среду жизни человека;
формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным
установкам по результатам проведённого наблюдения;
использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных
композиций;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни
людей;
классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента
анализа содержания произведений;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
Работа с информацией:
использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями;
выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые
электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги;
анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в
произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять её в
различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях;
осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные
художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов,
предложенных учителем;
соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель),
между поколениями, между народами;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам,
сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои
позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;
находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в
процессе совместной художественной деятельности;
демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или
исследовательского опыта;
анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в
соответствии с учебной задачей, поставленной учителем;
признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать
намерения и переживания свои и других людей;
взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной
деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения,
подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;
соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в
окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения
содержания в соответствии с Приложением № 8 к Федеральному государственному образовательному
стандарту начального общего образования, утверждённому приказом Министерства просвещения
Российской Федерации.
Модуль «Графика»
Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в самостоятельной
творческой работе в условиях урока.
Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе знакомства со средствами
изобразительного языка.
Приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт обобщения и геометризации
наблюдаемой формы как основы обучения рисунку.
Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры.
Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать пространственные
величины.
Приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения изображения на листе.
Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа для выполнения соответствующих
задач рисунка.
Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать её в своей практической
художественной деятельности.
Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с позиций
соответствия их поставленной учебной задаче, с позиций выраженного в рисунке содержания и
графических средств его выражения (в рамках программного материала).
Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока.
Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления, которые рождает
каждый цвет.
Осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своё мнение с опорой на опыт
жизненных ассоциаций.
Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок и получения
нового цвета.
Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления, организованные
педагогом.
Модуль «Скульптура»
Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных объёмных форм в
природе (облака, камни, коряги, формы плодов и др.).
Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать представления о целостной форме
в объёмном изображении.
Овладевать первичными навыками бумагопластики — создания объёмных форм из бумаги путём её
складывания, надрезания, закручивания и др.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (в
условиях урока на основе фотографий); приводить примеры, сопоставлять и искать ассоциации с
орнаментами в произведениях декоративно-прикладного искусства.
Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные, геометрические,
анималистические.
Учиться использовать правила симметрии в своей художественной деятельности.
Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции (стилизованной:
декоративный цветок или птица).
Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей.
Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных художественных
промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных
промыслов) и опыт практической художественной деятельности по мотивам игрушки выбранного
промысла.
Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления общего праздника.
Модуль «Архитектура»
Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по фотографиям в
условиях урока); анализировать и характеризовать особенности и составные части рассматриваемых
зданий.
Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных простых геометрических
тел.
Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в форме коллективной
игровой деятельности.
Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и первичные навыки
анализа его строения.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и
сюжета, настроения, композиции (расположения на листе), цвета, а также соответствия учебной
задаче, поставленной учителем.
Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных впечатлений с
учётом учебных задач и визуальной установки учителя.
Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в зависимости
от поставленной аналитической и эстетической задачи (установки).
Осваивать опыт эстетического восприятия и аналитического наблюдения архитектурных построек.
Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной, понимать значение
зрительских умений и специальных знаний; приобретать опыт восприятия картин со сказочным
сюжетом (В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников по выбору учителя), а также
произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением (например, натюрморты В. Ван Гога
или А. Матисса).
Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и отношения к
ним в соответствии с учебной установкой.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и целенаправленного наблюдения
природы.
Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью сделан снимок,
насколько значимо его содержание и какова композиция в кадре.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование разделов и тем программы
Количество часов
Дата
все контрол практич изуче
ния
го ьные
еские
работы работы
Виды деятельности
Виды
,
форм
ы
контр
оля
Электрон
ные
(цифровы
е)
образовате
льные
ресурсы
1
0
1
Наблюдать, рассматривать,
анализировать детские
рисунки с позиций их
содержания и сюжета,
настроения;
Устн
ый
опро
с;
http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/
1.2 Первые представления о композиции: на
1
.
уровне образного восприятия. Представление о
различных художественных материалах.
0
1
Объяснять, какими
художественными
материалами (карандашами,
мелками, красками и т. д.)
сделан рисунок;
Устн
ый
опро
с;
http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/
п/
п
Модуль 1. Восприятие произведений искусства
1.1 Восприятие детских рисунков. Навыки
.
восприятия произведений детского
творчества и формирование
зрительских умений.
Итого по модулю 1
2
Модуль 2. Графика
2.1 Разные виды линий.
.
1+1 0
1+1
Создавать линейный рисунок
— упражнение на разный
характер линий;
Устн
ый
опро
с;
http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/
2.2 Линии в природе. Ветки (по
.
фотографиям): тонкие — толстые,
порывистые, угловатые, плавные и др.
1
1
Создавать линейный рисунок
— упражнение на разный
характер линий;
Устн
ый
опро
с;
http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/
0
2.
3.
Рисунок с натуры: рисунок листьев
разной формы (треугольный, круглый,
овальный, длинный).
1+2 0
1+2
Выполнять с натуры рисунок
листа дерева;
Устн
ый
опро
с;
http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/
2.
4
Первичные навыки определения пропорций и 1+2 0
понимания их значения. От одного пятна —
«тела», меняя пропорции «лап» и «шеи»,
получаем рисунки разных животных.
1+2
Анализировать и сравнивать
соотношение частей,
составляющих одно целое,
рассматривать изображения
животных с контрастными
пропорциями;
Устн
ый
опро
с;
http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/
2.
5
1+1 0
Линейный тематический рисунок (линиярассказчица) на сюжет стихотворения или
сюжет из жизни детей (игры во дворе, в походе
и др.) с простым и весёлым
повествовательным сюжетом.
1+1
Выполнить линейный рисунок
на темы стихов С. Я. Маршака,
А. Л. Барто, Д. Хармса, С. В.
Михалкова и др. (по выбору
учителя) с простым весёлым,
озорным развитием сюжета;
Устн
ый
опро
с;
http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/
2.
6
Пятно-силуэт. Превращение случайного
пятна в изображение зверушки или
фантастического зверя. Развитие образного
видения и способности целостного,
обобщённого видения. Пятно как основа
графического изображения.
2.7 Тень как пример пятна. Теневой театр.
. Силуэт.
1+1 0
1+1
Использовать графическое
пятно как основу
изобразительного образа;
Устн
ый
опро
с;
http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/
1+1 0
1=1
Приобрести новый
опыт наблюдения
окружающей
реальности;
Устн
ый
опро
с;
http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/
Итого по модулю 2
Модуль 3. Живопись
3. Цвет как одно из главных средств
1. выражения в изобразительном
искусстве. Навыки работы гуашью в
условиях урока.
15
1+1 0
3.
2.
1
Три основных цвета. Ассоциативные
представления, связанные с каждым из цветов.
Навыки смешения красок и получения нового
цвета.
3.
3
Цвет как выражение настроения, душевного
состояния.
0
1+1 0
1+1
Осваивать навыки работы
гуашью в условиях школьного
урока;
Устн
ый
опро
с;
http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/
1
Знать три основных цвета;
Устн
ый
опро
с;
http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/
1+1
Осознавать эмоциональное
звучание цвета, то, что разный
цвет «рассказывает» о разном
настроении — весёлом,
задумчивом, грустном и др.;
Устн
ый
опро
с;
http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/
3.
4
Наш мир украшают цветы. Живописное
изображение по представлению и восприятию
разных по цвету и формам цветков. Развитие
навыков работы гуашью и навыков
наблюдения.
1+2 0
1+2
Выполнить гуашью рисунок
цветка или цветов на основе
демонстрируемых
фотографий или по
представлению;
Устн
ый
опро
с;
http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/
3.
5
Тематическая композиция «Времена года».
Контрастные цветовые состояния времён
года. Работа гуашью, в технике аппликации
или в смешанной технике.
1+3 0
1+3
Выполнить изображения
разных времён года;
Устн
ый
опро
с;
http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/
Итого по модулю 3
Модуль 4. Скульптура
4.1 Изображение в объёме. Приёмы работы с
.
пластилином; дощечка, стек, тряпочка.
12
1+2 0
1+2
Осваивать первичные навыки
лепки — изображения в
объёме;
Устн
ый
опро
с;
http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/
4.2 Лепка зверушек из цельной формы
.
(черепашки, ёжика, зайчика и т. д.). Приёмы
вытягивания, вдавливания, сгибания,
скручивания.
1+3 0
1+3
Лепить из целого куска
пластилина мелких зверушек
путём вытягивания,
вдавливания;
Устн
ый
опро
с;
http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/
4.3 Бумажная пластика. Овладение первичными
.
приёмами надрезания, закручивания,
складывания в работе над объёмной
аппликацией.
1+2 0
1+2
Осваивать приёмы
создания объёмных
изображений из бумаги;
Устн
ый
опро
с;
http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/
4.4 Лепка игрушки по мотивам одного из
.
наиболее известных народных
художественных промыслов (дымковская,
каргопольская игрушки или по выбору
учителя с учётом местных промыслов).
1+3 0
Итого по модулю 4
Модуль 5. Декоративно-прикладное искусство
5.1 Узоры в природе.
.
14
1
0
1+3
Рассматривать и
характеризовать глиняные
игрушки известных народных
художественных промыслов;
Устн
ый
опро
с;
http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/
1
Рассматривать и эстетически
характеризовать различные
примеры узоров в природе (на
основе фотографий);
Устн
ый
опро
с;
http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/
5.2 Представления о симметрии и наблюдение её 1+2 0
в природе. Последовательное ведение работы
над изображением бабочки по представлению,
использование линии симметрии при
составлении узора крыльев.
1+2
Выполнить рисунок бабочки,
украсив узорами её крылья;
Устн
ый
опро
с;
http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/
5.3 Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и
разнообразие их видов. Орнаменты
геометрические и растительные.
1
Рассматривать и
характеризовать примеры
художественно
выполненных орнаментов;
Устн
ый
опро
с;
http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/
1=2
Рассматривать орнаменты в
круге, полосе, квадрате в
соответствии с оформляемой
предметной поверхностью;
Устн
ый
опро
с;
http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
1
0
5.4 Декоративная композиция в круге или полосе. 1+2 0
edu.ru/
5.5 Орнамент, характерный для игрушек
одного из наиболее известных народных
художественных промыслов. Дымковская,
каргопольская игрушка или по выбору
учителя с учётом местных промыслов.
1
5.6 Форма и украшение бытовых предметов.
1+2 0
0
1
Выполнить рисунок игрушки
выбранного художественного
промысла или,
предварительно покрыв
вылепленную игрушку
белилами, нанести орнаменты
на свою игрушку, сделанную
по мотивам народного
промысла;
Устн
ый
опро
с;
http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/
1+2
Узнавать о работе художника
по изготовлению бытовых
вещей;
Устн
ый
опро
с;
http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/
Итого по модулю 5
Модуль 6. Архитектура
6.1 Наблюдение разнообразия архитектурных
.
построек в окружающем мире по
фотографиям, обсуждение их особенностей и
составных частей зданий.
12
1
0
1
Анализировать и
характеризовать
особенности и составные
части рассматриваемых
зданий;
Устн
ый
опро
с;
http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/
6.2 Освоение приёмов конструирования из
.
бумаги. Складывание объёмных простых
геометрических тел. Овладение приёмами
склеивания деталей, надрезания, вырезания
деталей, использование приёмов симметрии.
1
0
1
Осваивать приёмы
складывания объёмных
простых геометрических тел
из бумаги (параллелепипед,
конус, пирамида) в качестве
основы для домиков;
Устн
ый
опро
с;
http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/
1+2
Макетировать в игровой
форме
пространство
сказочного городка (или
построить городок в виде
объёмной аппликации);
Устн
ый
опро
с;
http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
6.3 Макетирование (или создание аппликации)
1+2 0
.
пространственной среды сказочного города из
бумаги, картона или пластилина.
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/
Итого по модулю 6
Модуль 7. Восприятие произведений искусства
7.1 Рассматривание иллюстраций к детским
книгам на основе содержательных установок
учителя в соответствии с изучаемой темой.
5
1
0
1
Наблюдать, разглядывать,
анализировать детские работы
с позиций их содержания и
сюжета, настроения,
расположения на листе,
цветового содержания,
соответствия учебной задаче,
поставленной учителем;
Устн
ый
опро
с;
http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/
7.2 Обсуждение произведений с ярко
выраженным эмоциональным настроением
или со сказочным сюжетом. Произведения В.
М. Васнецова, М. А. Врубеля и других
художников (по выбору учителя).
1
0
1
Осваивать опыт восприятия
художественных
иллюстраций в детских
книгах в соответствии с
учебной установкой;
Устн
ый
опро
с;
7.3 Художник и зритель. Освоение зрительских
умений на основе получаемых знаний и
творческих установок наблюдения.
1
1
0
Приобретать опыт
зрительских умений,
включающих необходимые
знания, внимание к позиции
автора и соотнесение с
личным жизненным опытом
зрителя;
Контро http://peds
льная
ovet.su
работа; http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/
7.4 Произведения И. И. Левитана, А. Г.
1
Венецианова И. И. Шишкина, А. А. Пластова,
К. Моне, В. Ван Гога и других художников (по
выбору учителя) по теме «Времена года»
0
1
Приобретать опыт
эстетического наблюдения
природы на основе
эмоциональных впечатлений
и с учётом визуальной
установки учителя;
Устн
ый
опро
с;
http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/
http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/
Итого по модулю 7
Модуль 8. Азбука цифровой графики
8.1 Фотографирование мелких деталей
.
природы, запечатление на фотографиях
ярких зрительных впечатлений.
4
1
0
1
Приобретать опыт
фотографирования с целью
эстетического и
целенаправленного
наблюдения природы;
Устн
ый
опро
с;
http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/
8.2 Обсуждение в условиях урока ученических
.
фотографий, соответствующих изучаемой
теме.
1
0
1
Приобретать опыт
обсуждения фотографий с
точки зрения цели
сделанного снимка,
значимости его содержания, его
композиции;
Устн
ый
опро
с;
http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/
Итого по модулю 8
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
2
66
1
65
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы
1.
Восприятие детских рисунков. 1
Навыки восприятия
произведений детского
творчества и формирование
зрительских умений.
0
1
Устный
опрос;
2.
Первые представления о
композиции: на уровне
образного восприятия.
Представление о различных
художественных материалах.
1
0
1
Устный
опрос;
3.
Разные виды линий.
1+1
0
1+1
Устный
опрос;
4.
Линии в природе. Ветки (по
фотографиям): тонкие —
толстые, порывистые,
угловатые, плавные и
другие.
1
0
1
Устный
опрос;
5.
Рисунок с натуры: рисунок
листьев разной формы
(треугольный, круглый,
овальный, длинный).
1+2
0
1+2
Устный
опрос;
6.
Первичные навыки
определения пропорций и
понимания их значения.
Рисунки разных животных от
одного пятна
1+2
0
1+2
Устный
опрос;
7.
Линейный тематический
рисунок (линия-рассказчица)
на сюжет стихотворения или
сюжет из жизни детей
1+1
0
1+1
Устный
опрос;
8.
Пятно-силуэт. Превращение
случайного пятна в
изображение зверушки или
фантастического зверя
1+1
0
1+1
Устный
опрос;
9.
Тень как пример пятна.
Теневой театр. Силуэт.
1+1
0
1+1
Устный
опрос;
10. Цвет как одно из главных
средств выражения в
изобразительном искусстве.
Навыки работы гуашью
0
1+1
Устный
опрос;
11. Три основных цвета.
1
Ассоциативные
представления, связанные с
каждым из цветов. Навыки
смешения красок и получения
нового цвета.
0
1
Устный
опрос;
12. Цвет как выражение
настроения, душевного
состояния
1+1
0
1+1
Устный
опрос;
13. Наш мир украшают цветы.
1+2
Живописное изображение по
представлению и восприятию
разных по цвету и формам
цветков.
0
1+2
Устный
опрос;
14. Тематическая композиция
1+3
«Времена года». Контрастные
цветовые состояния времён
года. Работа гуашью, в
технике аппликации или в
смешанной технике
0
1+3
Устный
опрос;
15. Изображение в объёме.
Приёмы работы с
пластилином; дощечка, стек,
тряпочка
1+2
0
1+2
Устный
опрос;
16. Лепка зверушек из цельной
формы (черепашки, ёжика,
зайчика и т. д.). Приёмы
вытягивания, вдавливания,
сгибания, скручивания.
1+3
0
1+3
Устный
опрос;
17. Бумажная пластика.
Овладение первичными
приёмами надрезания,
закручивания, складывания в
работе над объёмной
аппликацией
1+2
0
1+2
Устный
опрос;
1+1
18. Лепка игрушки по мотивам
1+3
одного из наиболее известных
народных художественных
промыслов.
0
1+3
Устный
опрос;
19. Узоры в природе
0
1
Устный
опрос;
20. Представления о симметрии и 1+2
наблюдение её в природе.
Последовательное ведение
работы над изображением
бабочки по представлению
0
1+2
Устный
опрос;
21. Узоры и орнаменты,
создаваемые людьми, и
разнообразие их видов.
Орнаменты геометрические и
растительные.
1
0
1
Устный
опрос;
22. Декоративная композиция в
круге или полосе.
1+2
0
1+2
Устный
опрос;
23. Орнамент, характерный для
игрушек одного из наиболее
известных народных
художественных промыслов.
1
0
1
Устный
опрос;
24. Форма и украшение бытовых
предметов
1+2
0
1+2
Устный
опрос;
25. Наблюдение разнообразия
архитектурных построек в
окружающем мире по
фотографиям, обсуждение их
особенностей и составных
частей зданий.
1
0
1
Устный
опрос;
26. Освоение приёмов
конструирования из бумаги.
Складывание объёмных
простых геометрических тел.
Овладение приёмами
склеивания деталей,
надрезания, вырезания
деталей, использование
приёмов симметрии
1
0
1
Устный
опрос;
1
0
1+2
Устный
опрос;
28. Рассматривание иллюстраций 1
к детским книгам на основе
содержательных установок
учителя в соответствии с
изучаемой темой.
0
1
Устный
опрос;
29. Обсуждение произведений с
ярко выраженным
эмоциональным настроением
или со сказочным сюжетом.
1
0
1
Устный
опрос;
30. Художник и зритель.
1
Освоение зрительских умений
на основе получаемых знаний
и творческих установок
наблюдения.
1
0
Устный
опрос;
31. Итоговая контрольная работа
1
0
1
Контрольная
работа;
32. Фотографирование мелких
деталей природы,
запечатление на фотографиях
ярких зрительных
впечатлений.
1
0
1
Устный
опрос;
33. Обсуждение в условиях урока 1
ученических фотографий,
соответствующих изучаемой
теме.
0
1
Устный
опрос;
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
1
65
27.
Макетирование (или создание 1+2
аппликации)
пространственной среды
сказочного города из бумаги,
картона или пластилина
66
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Изобразительное искусство. 1 класс/Неменская Л.А.; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru
3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» -http://fcior.edu.ru,
http://eor.edu.ru
4. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школыhttp://katalog.iot.ru/
5. Библиотека материалов для начальной школыhttp://www.nachalka.com/biblioteka
6. Mеtodkabinet.eu: информационно-методический кабинетhttp://www.metodkabinet.eu/
7. Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» http://catalog.iot.ru
8. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
9. Портал «Российское образование http://www.edu.ru
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://pedsovet.su
http://multiurok.ru
http://infourok.ru
http://viki.rdf.ru/
https://nsportal.ru/
https://resh.edu.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Таблицы к основным разделам учебного материала, содержащегося в программе. Наборы сюжетных
(предметных) картинок в соответствии с тематикой.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
1. Классная магнитная доска.
2. Настенная доска с приспособлением для крепления картинок.
3. Колонки
4. Компьютер
5. Мультимедийный проектор