Рабочая программа по ИЗО 1 кл

ЧОУ «Классическая Гимназия-пансион
Свято-Алексиевской Пустыни памяти протоиерея Василия Лесняка»

Утверждено:
Директор
__________ Василенко С.А.
Приказ № 63 от 31.08.2023 г.

РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
учебного предмета
«Изобразительное искусство»
для 1 класса начального общего
образования
на 2023-2024 учебный год

Составитель: Платонова М.Н.
учитель начальных классов

Новоалексеевка 2023

Кодификатор предметных результатов по изобразительному искусству
в соответствии с обновлённым ФГОС НОО
1 класс
Проверяемые предметные результаты

Код
проверяемого
результата
Тема 1. Модуль «Графика»
1.1.
Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в
самостоятельной творческой работе в условиях урока
1.2.
Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе
знакомства со средствами изобразительного языка
1.3.
Приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт
обобщения и геометризации наблюдаемой формы как основы обучения
рисунку
1.4.
Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры
1.5.
Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать
пространственные величины
1.6.
Приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения
изображения на листе
1.7.
Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа для
выполнения соответствующих задач рисунка
Тема 2. Модуль «Живопись»
2.1.
Осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока
2.2.
Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные
представления, которые рождает каждый цвет
2.3.
Осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своё мнение
с опорой на опыт жизненных ассоциаций
2.4.
Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения
красок и получения нового цвета
Тема 3. Модуль «Скульптура»
3.1.
Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных
образных объёмных форм в природе (облака, камни, коряги, формы плодов и
др.)
3.2.
Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать
представления о целостной форме в объёмном изображении
3.3.
Овладевать первичными навыками бумагопластики — создания объёмных
форм из бумаги путём её складывания, надрезания, закручивания и др.
Тема 4. Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
4.1.
Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры
узоров в природе (в условиях урока на основе фотографий); приводить
примеры, сопоставлять и искать ассоциации с орнаментами в произведениях
декоративно-прикладного искусства
4.2.
Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные,
геометрические, анималистические
4.3.
Учиться использовать правила симметрии в своей художественной
деятельности
4.4.
Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции
(стилизованной: декоративный цветок или птица)
4.5.
Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей
4.6.
Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных
художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по
выбору учителя с учётом местных промыслов) и опыт практической

художественной деятельности по мотивам игрушки выбранного промысла
4.7.
Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления
общего праздника
Тема 5. Модуль «Архитектура»
5.1.
Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по
фотографиям в условиях урока); анализировать и характеризовать особенности
и составные части рассматриваемых зданий
5.2.
Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных
простых геометрических тел
5.3.
Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в
форме коллективной игровой деятельности
5.4.
Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и
первичные навыки анализа его строения
Тема 6. Модуль «Восприятие произведений искусства»
6.1.
Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций
их содержания и сюжета, настроения, композиции (расположения на листе),
цвета, а также соответствия учебной задаче, поставленной учителем
6.2.
Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе
эмоциональных впечатлений с учётом учебных задач и визуальной установки
учителя
6.3.
Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни
человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи
(установки)
Осваивать опыт эстетического восприятия и аналитического наблюдения
архитектурных построек
6.5.
Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой
картиной, понимать значение зрительских умений и специальных знаний;
приобретать опыт восприятия картин со сказочным сюжетом (В. М. Васнецова,
М. А. Врубеля и других художников по выбору учителя), а также произведений
с ярко выраженным эмоциональным настроением (например, натюрморты В.
Ван Гога или А. Матисса)
6.6.
Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских
книгах и отношения к ним в соответствии с учебной установкой
Тема 7. Модуль «Азбука цифровой графики»
7.1.
Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и
целенаправленного наблюдения природы
7.2.
Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью
сделан снимок, насколько значимо его содержание и какова композиция в
кадре
Тема 8. Планируемые результаты могут достигаться в процессе освоения любой темы
8.1.
Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать её в своей
практической художественной деятельности
8.2.
Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с
позиций соответствия их поставленной учебной задаче, с позиций
выраженного в рисунке содержания и графических средств его выражения (в
рамках программного материала)
8.3
Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные
впечатления, организованные педагогом
6.4.

Заливкой выделены результаты, которые можно оценить не только в процессе практической
деятельности, но и посредством проведения письменных работ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса на уровне начального
общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной
образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте начального общего образования.
Содержание программы распределено по модулям с учётом проверяемых требований к результатам
освоения учебного предмета, выносимым на промежуточную аттестацию.
Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании
художественной культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического
отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний,
умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся.
Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся, формирование
активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства,
понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей.
Содержание предмета охватывает все основные вида визуально-пространственных искусств
(собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративноприкладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию
эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию
зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Для учащихся
начальной школы большое значение также имеет восприятие произведений детского творчества,
умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания,
художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной учителем.
Такая рефлексия детского творчества имеет позитивный обучающий характер.
Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории
отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных
образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще
всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при
сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения
окружающей действительности).
На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и
технически доступным разнообразием художественных материалов. Практическая художественнотворческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При опоре на
восприятие произведений искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируется
прежде всего в собственной художественной деятельности, в процессе практического решения
художественно-творческих задач.
Рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности развития детей 7—8 лет, при
этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся,
как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом
формате с задачей формирования навыков сотрудничества в художественной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область

«Искусство» и является обязательным для изучения. Содержание предмета «Изобразительное
искусство» структурировано как система тематических модулей и входит в учебный план 1—4
классов программы начального общего образования в объёме 1 ч одного учебного часа в неделю.
Изучение содержания всех модулей в 1 классе обязательно.
При этом предусматривается возможность реализации этого курса при выделении на его изучение
двух учебных часов в неделю за счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками
образовательного процесса. При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а
увеличение времени на практическую художественную деятельность. Это способствует качеству
обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных
результатов обучения.
На изучение изобразительного искусства в 1 классе отводится 2 час в неделю, всего 66 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «Графика»
Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или горизонтального формата листа в
зависимости от содержания изображения.
Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для линейного рисунка и их
особенности. Приёмы рисования линией.
Рисование с натуры: разные листья и их форма.
Представление о пропорциях: короткое — длинное. Развитие навыка видения соотношения частей
целого (на основе рисунков животных).
Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте. Формирование навыка видения
целостности. Цельная форма и её части.
Модуль «Живопись»
Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью
в условиях урока. Краски «гуашь», кисти, бумага цветная и белая.
Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым цветом. Навыки смешения
красок и получение нового цвета.
Эмоциональная выразительность цвета, способы выражение настроения в изображаемом сюжете.
Живописное изображение разных цветков по представлению и восприятию. Развитие навыков
работы гуашью. Эмоциональная выразительность цвета.
Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года.
Живопись (гуашь), аппликация или смешанная техника.
Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие воображения.
Модуль «Скульптура»
Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка.
Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика, птички и др.). Приёмы
вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания.
Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных художественных
промыслов (дымковская или каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных
промыслов).
Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами над- резания, закручивания, складывания.
Объёмная аппликация из бумаги и картона.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий).
Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с
орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства.
Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и
растительные. Декоративная композиция в круге или в полосе.
Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над
изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора
крыльев.
Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных
промыслов: дымковская или каргопольская игрушка (или по выбору учителя с учётом местных
промыслов).
Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путём складывания бумаги и аппликации.

Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги.
Модуль «Архитектура»
Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по фотографиям),
обсуждение особенностей и составных частей зданий.
Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических
тел. Овладение приёмами склеивания, надрезания и вырезания деталей; использование приёма
симметрии.
Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона
или пластилина.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального
содержания детских работ.
Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни человека в
зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки).
Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных установок учителя в
соответствии с изучаемой темой.
Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с картиной,
написанной на сказочный сюжет (произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и другие по выбору
учителя).
Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих
практических задач — установок наблюдения. Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка
эмоционального содержания произведений.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных впечатлений.
Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального
образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к российским
традиционным духовным ценностям, а также социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов:
уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;
ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и
социально значимые личностные качества;
духовно-нравственное развитие обучающихся;
мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социальнозначимой деятельности;
позитивный опыт участия в творческой деятельности;
интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и
гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и
других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций
отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и
изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в
процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о
красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни
общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и
мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов
и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия
для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого
человека, становлению чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося,
приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск
человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и
воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают
школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует
росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.
Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых
отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и
низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников
в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье,
природе, труду, искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к
жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной
рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской
деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения
природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует
активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.

Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по
освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического
продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива,
понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками,
работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определённым
заданиям по программе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Пространственные представления и сенсорные способности:
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе;
сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям;
находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов;
сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;
анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой;
обобщать форму составной конструкции;
выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном
образе) на установленных основаниях;
абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции;
соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах;
выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной
среде и плоскостном изображении.
Базовые логические и исследовательские действия:
проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных
свойств различных художественных материалов;
проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения
художественных заданий;
проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок
в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского
художественного творчества;
использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния
природы, предметного мира человека, городской среды;
анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметнопространственную среду жизни человека;
формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным
установкам по результатам проведённого наблюдения;
использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных
композиций;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни
людей;
классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента
анализа содержания произведений;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
Работа с информацией:
использовать электронные образовательные ресурсы;

уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями;
выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые
электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги;
анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в
произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять её в
различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях;
осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные
художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов,
предложенных учителем;
соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель),
между поколениями, между народами;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам,
сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои
позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;
находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в
процессе совместной художественной деятельности;
демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или
исследовательского опыта;
анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в
соответствии с учебной задачей, поставленной учителем;
признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать
намерения и переживания свои и других людей;
взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной
деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения,
подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;
соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в
окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения
содержания в соответствии с Приложением № 8 к Федеральному государственному образовательному
стандарту начального общего образования, утверждённому приказом Министерства просвещения
Российской Федерации.
Модуль «Графика»
Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в самостоятельной

творческой работе в условиях урока.
Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе знакомства со средствами
изобразительного языка.
Приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт обобщения и геометризации
наблюдаемой формы как основы обучения рисунку.
Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры.
Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать пространственные
величины.
Приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения изображения на листе.
Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа для выполнения соответствующих
задач рисунка.
Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать её в своей практической
художественной деятельности.
Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с позиций
соответствия их поставленной учебной задаче, с позиций выраженного в рисунке содержания и
графических средств его выражения (в рамках программного материала).
Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока.
Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления, которые рождает
каждый цвет.
Осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своё мнение с опорой на опыт
жизненных ассоциаций.
Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок и получения
нового цвета.
Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления, организованные
педагогом.
Модуль «Скульптура»
Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных объёмных форм в
природе (облака, камни, коряги, формы плодов и др.).
Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать представления о целостной форме
в объёмном изображении.
Овладевать первичными навыками бумагопластики — создания объёмных форм из бумаги путём её
складывания, надрезания, закручивания и др.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (в
условиях урока на основе фотографий); приводить примеры, сопоставлять и искать ассоциации с
орнаментами в произведениях декоративно-прикладного искусства.
Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные, геометрические,
анималистические.
Учиться использовать правила симметрии в своей художественной деятельности.
Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции (стилизованной:
декоративный цветок или птица).
Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей.
Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных художественных
промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных

промыслов) и опыт практической художественной деятельности по мотивам игрушки выбранного
промысла.
Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления общего праздника.
Модуль «Архитектура»
Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по фотографиям в
условиях урока); анализировать и характеризовать особенности и составные части рассматриваемых
зданий.
Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных простых геометрических
тел.
Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в форме коллективной
игровой деятельности.
Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и первичные навыки
анализа его строения.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и
сюжета, настроения, композиции (расположения на листе), цвета, а также соответствия учебной
задаче, поставленной учителем.
Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных впечатлений с
учётом учебных задач и визуальной установки учителя.
Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в зависимости
от поставленной аналитической и эстетической задачи (установки).
Осваивать опыт эстетического восприятия и аналитического наблюдения архитектурных построек.
Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной, понимать значение
зрительских умений и специальных знаний; приобретать опыт восприятия картин со сказочным
сюжетом (В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников по выбору учителя), а также
произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением (например, натюрморты В. Ван Гога
или А. Матисса).
Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и отношения к
ним в соответствии с учебной установкой.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и целенаправленного наблюдения
природы.
Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью сделан снимок,
насколько значимо его содержание и какова композиция в кадре.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата
все контрол практич изуче
ния
го ьные
еские
работы работы

Виды деятельности

Виды
,
форм
ы
контр
оля

Электрон
ные
(цифровы
е)
образовате
льные
ресурсы

1

0

1

Наблюдать, рассматривать,
анализировать детские
рисунки с позиций их
содержания и сюжета,
настроения;

Устн
ый
опро
с;

http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/

1.2 Первые представления о композиции: на
1
.
уровне образного восприятия. Представление о
различных художественных материалах.

0

1

Объяснять, какими
художественными
материалами (карандашами,
мелками, красками и т. д.)
сделан рисунок;

Устн
ый
опро
с;

http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/

п/
п

Модуль 1. Восприятие произведений искусства
1.1 Восприятие детских рисунков. Навыки
.
восприятия произведений детского
творчества и формирование
зрительских умений.

Итого по модулю 1

2

Модуль 2. Графика
2.1 Разные виды линий.
.

1+1 0

1+1

Создавать линейный рисунок
— упражнение на разный
характер линий;

Устн
ый
опро
с;

http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/

2.2 Линии в природе. Ветки (по
.
фотографиям): тонкие — толстые,
порывистые, угловатые, плавные и др.

1

1

Создавать линейный рисунок
— упражнение на разный
характер линий;

Устн
ый
опро
с;

http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/

0

2.
3.

Рисунок с натуры: рисунок листьев
разной формы (треугольный, круглый,
овальный, длинный).

1+2 0

1+2

Выполнять с натуры рисунок
листа дерева;

Устн
ый
опро
с;

http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/

2.
4

Первичные навыки определения пропорций и 1+2 0
понимания их значения. От одного пятна —
«тела», меняя пропорции «лап» и «шеи»,
получаем рисунки разных животных.

1+2

Анализировать и сравнивать
соотношение частей,
составляющих одно целое,
рассматривать изображения
животных с контрастными
пропорциями;

Устн
ый
опро
с;

http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/

2.
5

1+1 0
Линейный тематический рисунок (линиярассказчица) на сюжет стихотворения или
сюжет из жизни детей (игры во дворе, в походе
и др.) с простым и весёлым
повествовательным сюжетом.

1+1

Выполнить линейный рисунок
на темы стихов С. Я. Маршака,
А. Л. Барто, Д. Хармса, С. В.
Михалкова и др. (по выбору
учителя) с простым весёлым,
озорным развитием сюжета;

Устн
ый
опро
с;

http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.

edu.ru/

2.
6

Пятно-силуэт. Превращение случайного
пятна в изображение зверушки или
фантастического зверя. Развитие образного
видения и способности целостного,
обобщённого видения. Пятно как основа
графического изображения.

2.7 Тень как пример пятна. Теневой театр.
. Силуэт.

1+1 0

1+1

Использовать графическое
пятно как основу
изобразительного образа;

Устн
ый
опро
с;

http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/

1+1 0

1=1

Приобрести новый
опыт наблюдения
окружающей
реальности;

Устн
ый
опро
с;

http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/

Итого по модулю 2
Модуль 3. Живопись
3. Цвет как одно из главных средств
1. выражения в изобразительном
искусстве. Навыки работы гуашью в
условиях урока.

15
1+1 0

3.
2.

1
Три основных цвета. Ассоциативные
представления, связанные с каждым из цветов.
Навыки смешения красок и получения нового
цвета.

3.
3

Цвет как выражение настроения, душевного
состояния.

0

1+1 0

1+1

Осваивать навыки работы
гуашью в условиях школьного
урока;

Устн
ый
опро
с;

http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/

1

Знать три основных цвета;

Устн
ый
опро
с;

http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/

1+1

Осознавать эмоциональное
звучание цвета, то, что разный
цвет «рассказывает» о разном
настроении — весёлом,
задумчивом, грустном и др.;

Устн
ый
опро
с;

http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/

https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/
3.
4

Наш мир украшают цветы. Живописное
изображение по представлению и восприятию
разных по цвету и формам цветков. Развитие
навыков работы гуашью и навыков
наблюдения.

1+2 0

1+2

Выполнить гуашью рисунок
цветка или цветов на основе
демонстрируемых
фотографий или по
представлению;

Устн
ый
опро
с;

http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/

3.
5

Тематическая композиция «Времена года».
Контрастные цветовые состояния времён
года. Работа гуашью, в технике аппликации
или в смешанной технике.

1+3 0

1+3

Выполнить изображения
разных времён года;

Устн
ый
опро
с;

http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/

Итого по модулю 3
Модуль 4. Скульптура
4.1 Изображение в объёме. Приёмы работы с
.
пластилином; дощечка, стек, тряпочка.

12
1+2 0

1+2

Осваивать первичные навыки
лепки — изображения в
объёме;

Устн
ый
опро
с;

http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/

4.2 Лепка зверушек из цельной формы
.
(черепашки, ёжика, зайчика и т. д.). Приёмы
вытягивания, вдавливания, сгибания,
скручивания.

1+3 0

1+3

Лепить из целого куска
пластилина мелких зверушек
путём вытягивания,
вдавливания;

Устн
ый
опро
с;

http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/

4.3 Бумажная пластика. Овладение первичными
.
приёмами надрезания, закручивания,
складывания в работе над объёмной
аппликацией.

1+2 0

1+2

Осваивать приёмы
создания объёмных
изображений из бумаги;

Устн
ый
опро
с;

http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/

https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/
4.4 Лепка игрушки по мотивам одного из
.
наиболее известных народных
художественных промыслов (дымковская,
каргопольская игрушки или по выбору
учителя с учётом местных промыслов).

1+3 0

Итого по модулю 4
Модуль 5. Декоративно-прикладное искусство
5.1 Узоры в природе.
.

14
1

0

1+3

Рассматривать и
характеризовать глиняные
игрушки известных народных
художественных промыслов;

Устн
ый
опро
с;

http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/

1

Рассматривать и эстетически
характеризовать различные
примеры узоров в природе (на
основе фотографий);

Устн
ый
опро
с;

http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/

5.2 Представления о симметрии и наблюдение её 1+2 0
в природе. Последовательное ведение работы
над изображением бабочки по представлению,
использование линии симметрии при
составлении узора крыльев.

1+2

Выполнить рисунок бабочки,
украсив узорами её крылья;

Устн
ый
опро
с;

http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/

5.3 Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и
разнообразие их видов. Орнаменты
геометрические и растительные.

1

Рассматривать и
характеризовать примеры
художественно
выполненных орнаментов;

Устн
ый
опро
с;

http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/

1=2

Рассматривать орнаменты в
круге, полосе, квадрате в
соответствии с оформляемой
предметной поверхностью;

Устн
ый
опро
с;

http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.

1

0

5.4 Декоративная композиция в круге или полосе. 1+2 0

edu.ru/

5.5 Орнамент, характерный для игрушек
одного из наиболее известных народных
художественных промыслов. Дымковская,
каргопольская игрушка или по выбору
учителя с учётом местных промыслов.

1

5.6 Форма и украшение бытовых предметов.

1+2 0

0

1

Выполнить рисунок игрушки
выбранного художественного
промысла или,
предварительно покрыв
вылепленную игрушку
белилами, нанести орнаменты
на свою игрушку, сделанную
по мотивам народного
промысла;

Устн
ый
опро
с;

http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/

1+2

Узнавать о работе художника
по изготовлению бытовых
вещей;

Устн
ый
опро
с;

http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/

Итого по модулю 5
Модуль 6. Архитектура
6.1 Наблюдение разнообразия архитектурных
.
построек в окружающем мире по
фотографиям, обсуждение их особенностей и
составных частей зданий.

12
1

0

1

Анализировать и
характеризовать
особенности и составные
части рассматриваемых
зданий;

Устн
ый
опро
с;

http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/

6.2 Освоение приёмов конструирования из
.
бумаги. Складывание объёмных простых
геометрических тел. Овладение приёмами
склеивания деталей, надрезания, вырезания
деталей, использование приёмов симметрии.

1

0

1

Осваивать приёмы
складывания объёмных
простых геометрических тел
из бумаги (параллелепипед,
конус, пирамида) в качестве
основы для домиков;

Устн
ый
опро
с;

http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/

1+2

Макетировать в игровой
форме
пространство
сказочного городка (или
построить городок в виде
объёмной аппликации);

Устн
ый
опро
с;

http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/

6.3 Макетирование (или создание аппликации)
1+2 0
.
пространственной среды сказочного города из
бумаги, картона или пластилина.

https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/
Итого по модулю 6
Модуль 7. Восприятие произведений искусства
7.1 Рассматривание иллюстраций к детским
книгам на основе содержательных установок
учителя в соответствии с изучаемой темой.

5
1

0

1

Наблюдать, разглядывать,
анализировать детские работы
с позиций их содержания и
сюжета, настроения,
расположения на листе,
цветового содержания,
соответствия учебной задаче,
поставленной учителем;

Устн
ый
опро
с;

http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/

7.2 Обсуждение произведений с ярко
выраженным эмоциональным настроением
или со сказочным сюжетом. Произведения В.
М. Васнецова, М. А. Врубеля и других
художников (по выбору учителя).

1

0

1

Осваивать опыт восприятия
художественных
иллюстраций в детских
книгах в соответствии с
учебной установкой;

Устн
ый
опро
с;

7.3 Художник и зритель. Освоение зрительских
умений на основе получаемых знаний и
творческих установок наблюдения.

1

1

0

Приобретать опыт
зрительских умений,
включающих необходимые
знания, внимание к позиции
автора и соотнесение с
личным жизненным опытом
зрителя;

Контро http://peds
льная
ovet.su
работа; http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/

7.4 Произведения И. И. Левитана, А. Г.
1
Венецианова И. И. Шишкина, А. А. Пластова,
К. Моне, В. Ван Гога и других художников (по
выбору учителя) по теме «Времена года»

0

1

Приобретать опыт
эстетического наблюдения
природы на основе
эмоциональных впечатлений
и с учётом визуальной
установки учителя;

Устн
ый
опро
с;

http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/

http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.

edu.ru/

Итого по модулю 7
Модуль 8. Азбука цифровой графики
8.1 Фотографирование мелких деталей
.
природы, запечатление на фотографиях
ярких зрительных впечатлений.

4
1

0

1

Приобретать опыт
фотографирования с целью
эстетического и
целенаправленного
наблюдения природы;

Устн
ый
опро
с;

http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/

8.2 Обсуждение в условиях урока ученических
.
фотографий, соответствующих изучаемой
теме.

1

0

1

Приобретать опыт
обсуждения фотографий с
точки зрения цели
сделанного снимка,
значимости его содержания, его
композиции;

Устн
ый
опро
с;

http://peds
ovet.su
http://multi
urok.ru
http://infou
rok.ru
http://viki.r
df.ru/
https://nspo
rtal.ru/
https://resh.
edu.ru/

Итого по модулю 8
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

2
66

1

65

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы

1.

Восприятие детских рисунков. 1
Навыки восприятия
произведений детского
творчества и формирование
зрительских умений.

0

1

Устный
опрос;

2.

Первые представления о
композиции: на уровне
образного восприятия.
Представление о различных
художественных материалах.

1

0

1

Устный
опрос;

3.

Разные виды линий.

1+1

0

1+1

Устный
опрос;

4.

Линии в природе. Ветки (по
фотографиям): тонкие —
толстые, порывистые,
угловатые, плавные и
другие.

1

0

1

Устный
опрос;

5.

Рисунок с натуры: рисунок
листьев разной формы
(треугольный, круглый,
овальный, длинный).

1+2

0

1+2

Устный
опрос;

6.

Первичные навыки
определения пропорций и
понимания их значения.
Рисунки разных животных от
одного пятна

1+2

0

1+2

Устный
опрос;

7.

Линейный тематический
рисунок (линия-рассказчица)
на сюжет стихотворения или
сюжет из жизни детей

1+1

0

1+1

Устный
опрос;

8.

Пятно-силуэт. Превращение
случайного пятна в
изображение зверушки или
фантастического зверя

1+1

0

1+1

Устный
опрос;

9.

Тень как пример пятна.
Теневой театр. Силуэт.

1+1

0

1+1

Устный
опрос;

10. Цвет как одно из главных
средств выражения в
изобразительном искусстве.
Навыки работы гуашью

0

1+1

Устный
опрос;

11. Три основных цвета.
1
Ассоциативные
представления, связанные с
каждым из цветов. Навыки
смешения красок и получения
нового цвета.

0

1

Устный
опрос;

12. Цвет как выражение
настроения, душевного
состояния

1+1

0

1+1

Устный
опрос;

13. Наш мир украшают цветы.
1+2
Живописное изображение по
представлению и восприятию
разных по цвету и формам
цветков.

0

1+2

Устный
опрос;

14. Тематическая композиция
1+3
«Времена года». Контрастные
цветовые состояния времён
года. Работа гуашью, в
технике аппликации или в
смешанной технике

0

1+3

Устный
опрос;

15. Изображение в объёме.
Приёмы работы с
пластилином; дощечка, стек,
тряпочка

1+2

0

1+2

Устный
опрос;

16. Лепка зверушек из цельной
формы (черепашки, ёжика,
зайчика и т. д.). Приёмы
вытягивания, вдавливания,
сгибания, скручивания.

1+3

0

1+3

Устный
опрос;

17. Бумажная пластика.
Овладение первичными
приёмами надрезания,
закручивания, складывания в
работе над объёмной
аппликацией

1+2

0

1+2

Устный
опрос;

1+1

18. Лепка игрушки по мотивам
1+3
одного из наиболее известных
народных художественных
промыслов.

0

1+3

Устный
опрос;

19. Узоры в природе

0

1

Устный
опрос;

20. Представления о симметрии и 1+2
наблюдение её в природе.
Последовательное ведение
работы над изображением
бабочки по представлению

0

1+2

Устный
опрос;

21. Узоры и орнаменты,
создаваемые людьми, и
разнообразие их видов.
Орнаменты геометрические и
растительные.

1

0

1

Устный
опрос;

22. Декоративная композиция в
круге или полосе.

1+2

0

1+2

Устный
опрос;

23. Орнамент, характерный для
игрушек одного из наиболее
известных народных
художественных промыслов.

1

0

1

Устный
опрос;

24. Форма и украшение бытовых
предметов

1+2

0

1+2

Устный
опрос;

25. Наблюдение разнообразия
архитектурных построек в
окружающем мире по
фотографиям, обсуждение их
особенностей и составных
частей зданий.

1

0

1

Устный
опрос;

26. Освоение приёмов
конструирования из бумаги.
Складывание объёмных
простых геометрических тел.
Овладение приёмами
склеивания деталей,
надрезания, вырезания
деталей, использование
приёмов симметрии

1

0

1

Устный
опрос;

1

0

1+2

Устный
опрос;

28. Рассматривание иллюстраций 1
к детским книгам на основе
содержательных установок
учителя в соответствии с
изучаемой темой.

0

1

Устный
опрос;

29. Обсуждение произведений с
ярко выраженным
эмоциональным настроением
или со сказочным сюжетом.

1

0

1

Устный
опрос;

30. Художник и зритель.
1
Освоение зрительских умений
на основе получаемых знаний
и творческих установок
наблюдения.

1

0

Устный
опрос;

31. Итоговая контрольная работа

1

0

1

Контрольная
работа;

32. Фотографирование мелких
деталей природы,
запечатление на фотографиях
ярких зрительных
впечатлений.

1

0

1

Устный
опрос;

33. Обсуждение в условиях урока 1
ученических фотографий,
соответствующих изучаемой
теме.

0

1

Устный
опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

1

65

27.

Макетирование (или создание 1+2
аппликации)
пространственной среды
сказочного города из бумаги,
картона или пластилина

66

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Изобразительное искусство. 1 класс/Неменская Л.А.; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru
3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» -http://fcior.edu.ru,
http://eor.edu.ru
4. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школыhttp://katalog.iot.ru/
5. Библиотека материалов для начальной школыhttp://www.nachalka.com/biblioteka
6. Mеtodkabinet.eu: информационно-методический кабинетhttp://www.metodkabinet.eu/
7. Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» http://catalog.iot.ru
8. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
9. Портал «Российское образование http://www.edu.ru
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://pedsovet.su
http://multiurok.ru
http://infourok.ru
http://viki.rdf.ru/
https://nsportal.ru/
https://resh.edu.ru/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Таблицы к основным разделам учебного материала, содержащегося в программе. Наборы сюжетных
(предметных) картинок в соответствии с тематикой.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
1. Классная магнитная доска.
2. Настенная доска с приспособлением для крепления картинок.
3. Колонки
4. Компьютер
5. Мультимедийный проектор


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».