ЧОУ «Классическая Гимназия-пансион Свято-Алексиевской Пустыни памяти протоиерея Василия Лесняка» Утверждено: Директор __________ Василенко С.А. Приказ № 63 от 31.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» для 1 класса начального общего образования на 2023-2024 учебный год Составитель: Платонова М.Н. учитель начальных классов Новоалексеевка 2023 Кодификатор предметных результатов по изобразительному искусству в соответствии с обновлённым ФГОС НОО 1 класс Проверяемые предметные результаты Код проверяемого результата Тема 1. Модуль «Графика» 1.1. Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в самостоятельной творческой работе в условиях урока 1.2. Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе знакомства со средствами изобразительного языка 1.3. Приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт обобщения и геометризации наблюдаемой формы как основы обучения рисунку 1.4. Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры 1.5. Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать пространственные величины 1.6. Приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения изображения на листе 1.7. Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа для выполнения соответствующих задач рисунка Тема 2. Модуль «Живопись» 2.1. Осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока 2.2. Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления, которые рождает каждый цвет 2.3. Осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своё мнение с опорой на опыт жизненных ассоциаций 2.4. Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок и получения нового цвета Тема 3. Модуль «Скульптура» 3.1. Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных объёмных форм в природе (облака, камни, коряги, формы плодов и др.) 3.2. Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать представления о целостной форме в объёмном изображении 3.3. Овладевать первичными навыками бумагопластики — создания объёмных форм из бумаги путём её складывания, надрезания, закручивания и др. Тема 4. Модуль «Декоративно-прикладное искусство» 4.1. Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (в условиях урока на основе фотографий); приводить примеры, сопоставлять и искать ассоциации с орнаментами в произведениях декоративно-прикладного искусства 4.2. Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные, геометрические, анималистические 4.3. Учиться использовать правила симметрии в своей художественной деятельности 4.4. Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции (стилизованной: декоративный цветок или птица) 4.5. Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей 4.6. Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных промыслов) и опыт практической художественной деятельности по мотивам игрушки выбранного промысла 4.7. Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления общего праздника Тема 5. Модуль «Архитектура» 5.1. Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по фотографиям в условиях урока); анализировать и характеризовать особенности и составные части рассматриваемых зданий 5.2. Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных простых геометрических тел 5.3. Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в форме коллективной игровой деятельности 5.4. Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и первичные навыки анализа его строения Тема 6. Модуль «Восприятие произведений искусства» 6.1. Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, настроения, композиции (расположения на листе), цвета, а также соответствия учебной задаче, поставленной учителем 6.2. Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных впечатлений с учётом учебных задач и визуальной установки учителя 6.3. Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи (установки) Осваивать опыт эстетического восприятия и аналитического наблюдения архитектурных построек 6.5. Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной, понимать значение зрительских умений и специальных знаний; приобретать опыт восприятия картин со сказочным сюжетом (В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников по выбору учителя), а также произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением (например, натюрморты В. Ван Гога или А. Матисса) 6.6. Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и отношения к ним в соответствии с учебной установкой Тема 7. Модуль «Азбука цифровой графики» 7.1. Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и целенаправленного наблюдения природы 7.2. Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью сделан снимок, насколько значимо его содержание и какова композиция в кадре Тема 8. Планируемые результаты могут достигаться в процессе освоения любой темы 8.1. Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать её в своей практической художественной деятельности 8.2. Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с позиций соответствия их поставленной учебной задаче, с позиций выраженного в рисунке содержания и графических средств его выражения (в рамках программного материала) 8.3 Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления, организованные педагогом 6.4. Заливкой выделены результаты, которые можно оценить не только в процессе практической деятельности, но и посредством проведения письменных работ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Содержание программы распределено по модулям с учётом проверяемых требований к результатам освоения учебного предмета, выносимым на промежуточную аттестацию. Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании художественной культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся. Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей. Содержание предмета охватывает все основные вида визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративноприкладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Для учащихся начальной школы большое значение также имеет восприятие произведений детского творчества, умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания, художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной учителем. Такая рефлексия детского творчества имеет позитивный обучающий характер. Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека. Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения окружающей действительности). На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов. Практическая художественнотворческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При опоре на восприятие произведений искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируется прежде всего в собственной художественной деятельности, в процессе практического решения художественно-творческих задач. Рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности развития детей 7—8 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся, как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате с задачей формирования навыков сотрудничества в художественной деятельности. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» и является обязательным для изучения. Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей и входит в учебный план 1—4 классов программы начального общего образования в объёме 1 ч одного учебного часа в неделю. Изучение содержания всех модулей в 1 классе обязательно. При этом предусматривается возможность реализации этого курса при выделении на его изучение двух учебных часов в неделю за счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса. При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на практическую художественную деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения. На изучение изобразительного искусства в 1 классе отводится 2 час в неделю, всего 66 часов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Модуль «Графика» Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или горизонтального формата листа в зависимости от содержания изображения. Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для линейного рисунка и их особенности. Приёмы рисования линией. Рисование с натуры: разные листья и их форма. Представление о пропорциях: короткое — длинное. Развитие навыка видения соотношения частей целого (на основе рисунков животных). Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте. Формирование навыка видения целостности. Цельная форма и её части. Модуль «Живопись» Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. Краски «гуашь», кисти, бумага цветная и белая. Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым цветом. Навыки смешения красок и получение нового цвета. Эмоциональная выразительность цвета, способы выражение настроения в изображаемом сюжете. Живописное изображение разных цветков по представлению и восприятию. Развитие навыков работы гуашью. Эмоциональная выразительность цвета. Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года. Живопись (гуашь), аппликация или смешанная техника. Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие воображения. Модуль «Скульптура» Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка. Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика, птички и др.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания. Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская или каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов). Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами над- резания, закручивания, складывания. Объёмная аппликация из бумаги и картона. Модуль «Декоративно-прикладное искусство» Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства. Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге или в полосе. Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев. Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов: дымковская или каргопольская игрушка (или по выбору учителя с учётом местных промыслов). Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путём складывания бумаги и аппликации. Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги. Модуль «Архитектура» Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по фотографиям), обсуждение особенностей и составных частей зданий. Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания, надрезания и вырезания деталей; использование приёма симметрии. Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина. Модуль «Восприятие произведений искусства» Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ. Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки). Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой. Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с картиной, написанной на сказочный сюжет (произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и другие по выбору учителя). Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих практических задач — установок наблюдения. Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений. Модуль «Азбука цифровой графики» Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных впечатлений. Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, а также социализация личности. Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов: уважения и ценностного отношения к своей Родине — России; ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества; духовно-нравственное развитие обучающихся; мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социальнозначимой деятельности; позитивный опыт участия в творческой деятельности; интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов. Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях. Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности. Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества. Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию. Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности. Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде. Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определённым заданиям по программе. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Овладение универсальными познавательными действиями Пространственные представления и сенсорные способности: характеризовать форму предмета, конструкции; выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе; сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям; находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов; сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции; анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой; обобщать форму составной конструкции; выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном образе) на установленных основаниях; абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции; соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах; выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной среде и плоскостном изображении. Базовые логические и исследовательские действия: проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов; проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий; проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества; использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды; анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметнопространственную среду жизни человека; формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным установкам по результатам проведённого наблюдения; использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций; классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей; классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений; ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания. Работа с информацией: использовать электронные образовательные ресурсы; уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями; выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги; анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах; самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях; осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем; соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет. 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями Обучающиеся должны овладеть следующими действиями: понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами; вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления; находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной деятельности; демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта; анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем; признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей; взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата. 3. Овладение универсальными регулятивными действиями Обучающиеся должны овладеть следующими действиями: внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем; соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания; уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения содержания в соответствии с Приложением № 8 к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утверждённому приказом Министерства просвещения Российской Федерации. Модуль «Графика» Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в самостоятельной творческой работе в условиях урока. Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе знакомства со средствами изобразительного языка. Приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт обобщения и геометризации наблюдаемой формы как основы обучения рисунку. Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры. Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать пространственные величины. Приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения изображения на листе. Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа для выполнения соответствующих задач рисунка. Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать её в своей практической художественной деятельности. Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с позиций соответствия их поставленной учебной задаче, с позиций выраженного в рисунке содержания и графических средств его выражения (в рамках программного материала). Модуль «Живопись» Осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока. Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления, которые рождает каждый цвет. Осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своё мнение с опорой на опыт жизненных ассоциаций. Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок и получения нового цвета. Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления, организованные педагогом. Модуль «Скульптура» Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных объёмных форм в природе (облака, камни, коряги, формы плодов и др.). Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать представления о целостной форме в объёмном изображении. Овладевать первичными навыками бумагопластики — создания объёмных форм из бумаги путём её складывания, надрезания, закручивания и др. Модуль «Декоративно-прикладное искусство» Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (в условиях урока на основе фотографий); приводить примеры, сопоставлять и искать ассоциации с орнаментами в произведениях декоративно-прикладного искусства. Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные, геометрические, анималистические. Учиться использовать правила симметрии в своей художественной деятельности. Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции (стилизованной: декоративный цветок или птица). Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей. Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных промыслов) и опыт практической художественной деятельности по мотивам игрушки выбранного промысла. Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления общего праздника. Модуль «Архитектура» Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по фотографиям в условиях урока); анализировать и характеризовать особенности и составные части рассматриваемых зданий. Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных простых геометрических тел. Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в форме коллективной игровой деятельности. Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и первичные навыки анализа его строения. Модуль «Восприятие произведений искусства» Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, настроения, композиции (расположения на листе), цвета, а также соответствия учебной задаче, поставленной учителем. Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных впечатлений с учётом учебных задач и визуальной установки учителя. Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи (установки). Осваивать опыт эстетического восприятия и аналитического наблюдения архитектурных построек. Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной, понимать значение зрительских умений и специальных знаний; приобретать опыт восприятия картин со сказочным сюжетом (В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников по выбору учителя), а также произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением (например, натюрморты В. Ван Гога или А. Матисса). Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и отношения к ним в соответствии с учебной установкой. Модуль «Азбука цифровой графики» Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и целенаправленного наблюдения природы. Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью сделан снимок, насколько значимо его содержание и какова композиция в кадре. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Наименование разделов и тем программы Количество часов Дата все контрол практич изуче ния го ьные еские работы работы Виды деятельности Виды , форм ы контр оля Электрон ные (цифровы е) образовате льные ресурсы 1 0 1 Наблюдать, рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, настроения; Устн ый опро с; http://peds ovet.su http://multi urok.ru http://infou rok.ru http://viki.r df.ru/ https://nspo rtal.ru/ https://resh. edu.ru/ 1.2 Первые представления о композиции: на 1 . уровне образного восприятия. Представление о различных художественных материалах. 0 1 Объяснять, какими художественными материалами (карандашами, мелками, красками и т. д.) сделан рисунок; Устн ый опро с; http://peds ovet.su http://multi urok.ru http://infou rok.ru http://viki.r df.ru/ https://nspo rtal.ru/ https://resh. edu.ru/ п/ п Модуль 1. Восприятие произведений искусства 1.1 Восприятие детских рисунков. Навыки . восприятия произведений детского творчества и формирование зрительских умений. Итого по модулю 1 2 Модуль 2. Графика 2.1 Разные виды линий. . 1+1 0 1+1 Создавать линейный рисунок — упражнение на разный характер линий; Устн ый опро с; http://peds ovet.su http://multi urok.ru http://infou rok.ru http://viki.r df.ru/ https://nspo rtal.ru/ https://resh. edu.ru/ 2.2 Линии в природе. Ветки (по . фотографиям): тонкие — толстые, порывистые, угловатые, плавные и др. 1 1 Создавать линейный рисунок — упражнение на разный характер линий; Устн ый опро с; http://peds ovet.su http://multi urok.ru http://infou rok.ru http://viki.r df.ru/ https://nspo rtal.ru/ https://resh. edu.ru/ 0 2. 3. Рисунок с натуры: рисунок листьев разной формы (треугольный, круглый, овальный, длинный). 1+2 0 1+2 Выполнять с натуры рисунок листа дерева; Устн ый опро с; http://peds ovet.su http://multi urok.ru http://infou rok.ru http://viki.r df.ru/ https://nspo rtal.ru/ https://resh. edu.ru/ 2. 4 Первичные навыки определения пропорций и 1+2 0 понимания их значения. От одного пятна — «тела», меняя пропорции «лап» и «шеи», получаем рисунки разных животных. 1+2 Анализировать и сравнивать соотношение частей, составляющих одно целое, рассматривать изображения животных с контрастными пропорциями; Устн ый опро с; http://peds ovet.su http://multi urok.ru http://infou rok.ru http://viki.r df.ru/ https://nspo rtal.ru/ https://resh. edu.ru/ 2. 5 1+1 0 Линейный тематический рисунок (линиярассказчица) на сюжет стихотворения или сюжет из жизни детей (игры во дворе, в походе и др.) с простым и весёлым повествовательным сюжетом. 1+1 Выполнить линейный рисунок на темы стихов С. Я. Маршака, А. Л. Барто, Д. Хармса, С. В. Михалкова и др. (по выбору учителя) с простым весёлым, озорным развитием сюжета; Устн ый опро с; http://peds ovet.su http://multi urok.ru http://infou rok.ru http://viki.r df.ru/ https://nspo rtal.ru/ https://resh. edu.ru/ 2. 6 Пятно-силуэт. Превращение случайного пятна в изображение зверушки или фантастического зверя. Развитие образного видения и способности целостного, обобщённого видения. Пятно как основа графического изображения. 2.7 Тень как пример пятна. Теневой театр. . Силуэт. 1+1 0 1+1 Использовать графическое пятно как основу изобразительного образа; Устн ый опро с; http://peds ovet.su http://multi urok.ru http://infou rok.ru http://viki.r df.ru/ https://nspo rtal.ru/ https://resh. edu.ru/ 1+1 0 1=1 Приобрести новый опыт наблюдения окружающей реальности; Устн ый опро с; http://peds ovet.su http://multi urok.ru http://infou rok.ru http://viki.r df.ru/ https://nspo rtal.ru/ https://resh. edu.ru/ Итого по модулю 2 Модуль 3. Живопись 3. Цвет как одно из главных средств 1. выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. 15 1+1 0 3. 2. 1 Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым из цветов. Навыки смешения красок и получения нового цвета. 3. 3 Цвет как выражение настроения, душевного состояния. 0 1+1 0 1+1 Осваивать навыки работы гуашью в условиях школьного урока; Устн ый опро с; http://peds ovet.su http://multi urok.ru http://infou rok.ru http://viki.r df.ru/ https://nspo rtal.ru/ https://resh. edu.ru/ 1 Знать три основных цвета; Устн ый опро с; http://peds ovet.su http://multi urok.ru http://infou rok.ru http://viki.r df.ru/ https://nspo rtal.ru/ https://resh. edu.ru/ 1+1 Осознавать эмоциональное звучание цвета, то, что разный цвет «рассказывает» о разном настроении — весёлом, задумчивом, грустном и др.; Устн ый опро с; http://peds ovet.su http://multi urok.ru http://infou rok.ru http://viki.r df.ru/ https://nspo rtal.ru/ https://resh. edu.ru/ 3. 4 Наш мир украшают цветы. Живописное изображение по представлению и восприятию разных по цвету и формам цветков. Развитие навыков работы гуашью и навыков наблюдения. 1+2 0 1+2 Выполнить гуашью рисунок цветка или цветов на основе демонстрируемых фотографий или по представлению; Устн ый опро с; http://peds ovet.su http://multi urok.ru http://infou rok.ru http://viki.r df.ru/ https://nspo rtal.ru/ https://resh. edu.ru/ 3. 5 Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года. Работа гуашью, в технике аппликации или в смешанной технике. 1+3 0 1+3 Выполнить изображения разных времён года; Устн ый опро с; http://peds ovet.su http://multi urok.ru http://infou rok.ru http://viki.r df.ru/ https://nspo rtal.ru/ https://resh. edu.ru/ Итого по модулю 3 Модуль 4. Скульптура 4.1 Изображение в объёме. Приёмы работы с . пластилином; дощечка, стек, тряпочка. 12 1+2 0 1+2 Осваивать первичные навыки лепки — изображения в объёме; Устн ый опро с; http://peds ovet.su http://multi urok.ru http://infou rok.ru http://viki.r df.ru/ https://nspo rtal.ru/ https://resh. edu.ru/ 4.2 Лепка зверушек из цельной формы . (черепашки, ёжика, зайчика и т. д.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания. 1+3 0 1+3 Лепить из целого куска пластилина мелких зверушек путём вытягивания, вдавливания; Устн ый опро с; http://peds ovet.su http://multi urok.ru http://infou rok.ru http://viki.r df.ru/ https://nspo rtal.ru/ https://resh. edu.ru/ 4.3 Бумажная пластика. Овладение первичными . приёмами надрезания, закручивания, складывания в работе над объёмной аппликацией. 1+2 0 1+2 Осваивать приёмы создания объёмных изображений из бумаги; Устн ый опро с; http://peds ovet.su http://multi urok.ru http://infou rok.ru http://viki.r df.ru/ https://nspo rtal.ru/ https://resh. edu.ru/ 4.4 Лепка игрушки по мотивам одного из . наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных промыслов). 1+3 0 Итого по модулю 4 Модуль 5. Декоративно-прикладное искусство 5.1 Узоры в природе. . 14 1 0 1+3 Рассматривать и характеризовать глиняные игрушки известных народных художественных промыслов; Устн ый опро с; http://peds ovet.su http://multi urok.ru http://infou rok.ru http://viki.r df.ru/ https://nspo rtal.ru/ https://resh. edu.ru/ 1 Рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (на основе фотографий); Устн ый опро с; http://peds ovet.su http://multi urok.ru http://infou rok.ru http://viki.r df.ru/ https://nspo rtal.ru/ https://resh. edu.ru/ 5.2 Представления о симметрии и наблюдение её 1+2 0 в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев. 1+2 Выполнить рисунок бабочки, украсив узорами её крылья; Устн ый опро с; http://peds ovet.su http://multi urok.ru http://infou rok.ru http://viki.r df.ru/ https://nspo rtal.ru/ https://resh. edu.ru/ 5.3 Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные. 1 Рассматривать и характеризовать примеры художественно выполненных орнаментов; Устн ый опро с; http://peds ovet.su http://multi urok.ru http://infou rok.ru http://viki.r df.ru/ https://nspo rtal.ru/ https://resh. edu.ru/ 1=2 Рассматривать орнаменты в круге, полосе, квадрате в соответствии с оформляемой предметной поверхностью; Устн ый опро с; http://peds ovet.su http://multi urok.ru http://infou rok.ru http://viki.r df.ru/ https://nspo rtal.ru/ https://resh. 1 0 5.4 Декоративная композиция в круге или полосе. 1+2 0 edu.ru/ 5.5 Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов. Дымковская, каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов. 1 5.6 Форма и украшение бытовых предметов. 1+2 0 0 1 Выполнить рисунок игрушки выбранного художественного промысла или, предварительно покрыв вылепленную игрушку белилами, нанести орнаменты на свою игрушку, сделанную по мотивам народного промысла; Устн ый опро с; http://peds ovet.su http://multi urok.ru http://infou rok.ru http://viki.r df.ru/ https://nspo rtal.ru/ https://resh. edu.ru/ 1+2 Узнавать о работе художника по изготовлению бытовых вещей; Устн ый опро с; http://peds ovet.su http://multi urok.ru http://infou rok.ru http://viki.r df.ru/ https://nspo rtal.ru/ https://resh. edu.ru/ Итого по модулю 5 Модуль 6. Архитектура 6.1 Наблюдение разнообразия архитектурных . построек в окружающем мире по фотографиям, обсуждение их особенностей и составных частей зданий. 12 1 0 1 Анализировать и характеризовать особенности и составные части рассматриваемых зданий; Устн ый опро с; http://peds ovet.su http://multi urok.ru http://infou rok.ru http://viki.r df.ru/ https://nspo rtal.ru/ https://resh. edu.ru/ 6.2 Освоение приёмов конструирования из . бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания деталей, надрезания, вырезания деталей, использование приёмов симметрии. 1 0 1 Осваивать приёмы складывания объёмных простых геометрических тел из бумаги (параллелепипед, конус, пирамида) в качестве основы для домиков; Устн ый опро с; http://peds ovet.su http://multi urok.ru http://infou rok.ru http://viki.r df.ru/ https://nspo rtal.ru/ https://resh. edu.ru/ 1+2 Макетировать в игровой форме пространство сказочного городка (или построить городок в виде объёмной аппликации); Устн ый опро с; http://peds ovet.su http://multi urok.ru http://infou rok.ru http://viki.r df.ru/ 6.3 Макетирование (или создание аппликации) 1+2 0 . пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина. https://nspo rtal.ru/ https://resh. edu.ru/ Итого по модулю 6 Модуль 7. Восприятие произведений искусства 7.1 Рассматривание иллюстраций к детским книгам на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой. 5 1 0 1 Наблюдать, разглядывать, анализировать детские работы с позиций их содержания и сюжета, настроения, расположения на листе, цветового содержания, соответствия учебной задаче, поставленной учителем; Устн ый опро с; http://peds ovet.su http://multi urok.ru http://infou rok.ru http://viki.r df.ru/ https://nspo rtal.ru/ https://resh. edu.ru/ 7.2 Обсуждение произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением или со сказочным сюжетом. Произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников (по выбору учителя). 1 0 1 Осваивать опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах в соответствии с учебной установкой; Устн ый опро с; 7.3 Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих установок наблюдения. 1 1 0 Приобретать опыт зрительских умений, включающих необходимые знания, внимание к позиции автора и соотнесение с личным жизненным опытом зрителя; Контро http://peds льная ovet.su работа; http://multi urok.ru http://infou rok.ru http://viki.r df.ru/ https://nspo rtal.ru/ https://resh. edu.ru/ 7.4 Произведения И. И. Левитана, А. Г. 1 Венецианова И. И. Шишкина, А. А. Пластова, К. Моне, В. Ван Гога и других художников (по выбору учителя) по теме «Времена года» 0 1 Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных впечатлений и с учётом визуальной установки учителя; Устн ый опро с; http://peds ovet.su http://multi urok.ru http://infou rok.ru http://viki.r df.ru/ https://nspo rtal.ru/ https://resh. edu.ru/ http://peds ovet.su http://multi urok.ru http://infou rok.ru http://viki.r df.ru/ https://nspo rtal.ru/ https://resh. edu.ru/ Итого по модулю 7 Модуль 8. Азбука цифровой графики 8.1 Фотографирование мелких деталей . природы, запечатление на фотографиях ярких зрительных впечатлений. 4 1 0 1 Приобретать опыт фотографирования с целью эстетического и целенаправленного наблюдения природы; Устн ый опро с; http://peds ovet.su http://multi urok.ru http://infou rok.ru http://viki.r df.ru/ https://nspo rtal.ru/ https://resh. edu.ru/ 8.2 Обсуждение в условиях урока ученических . фотографий, соответствующих изучаемой теме. 1 0 1 Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения цели сделанного снимка, значимости его содержания, его композиции; Устн ый опро с; http://peds ovet.su http://multi urok.ru http://infou rok.ru http://viki.r df.ru/ https://nspo rtal.ru/ https://resh. edu.ru/ Итого по модулю 8 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 2 66 1 65 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество часов Дата Виды, изучения формы всего контрольные практические контроля работы работы 1. Восприятие детских рисунков. 1 Навыки восприятия произведений детского творчества и формирование зрительских умений. 0 1 Устный опрос; 2. Первые представления о композиции: на уровне образного восприятия. Представление о различных художественных материалах. 1 0 1 Устный опрос; 3. Разные виды линий. 1+1 0 1+1 Устный опрос; 4. Линии в природе. Ветки (по фотографиям): тонкие — толстые, порывистые, угловатые, плавные и другие. 1 0 1 Устный опрос; 5. Рисунок с натуры: рисунок листьев разной формы (треугольный, круглый, овальный, длинный). 1+2 0 1+2 Устный опрос; 6. Первичные навыки определения пропорций и понимания их значения. Рисунки разных животных от одного пятна 1+2 0 1+2 Устный опрос; 7. Линейный тематический рисунок (линия-рассказчица) на сюжет стихотворения или сюжет из жизни детей 1+1 0 1+1 Устный опрос; 8. Пятно-силуэт. Превращение случайного пятна в изображение зверушки или фантастического зверя 1+1 0 1+1 Устный опрос; 9. Тень как пример пятна. Теневой театр. Силуэт. 1+1 0 1+1 Устный опрос; 10. Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью 0 1+1 Устный опрос; 11. Три основных цвета. 1 Ассоциативные представления, связанные с каждым из цветов. Навыки смешения красок и получения нового цвета. 0 1 Устный опрос; 12. Цвет как выражение настроения, душевного состояния 1+1 0 1+1 Устный опрос; 13. Наш мир украшают цветы. 1+2 Живописное изображение по представлению и восприятию разных по цвету и формам цветков. 0 1+2 Устный опрос; 14. Тематическая композиция 1+3 «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года. Работа гуашью, в технике аппликации или в смешанной технике 0 1+3 Устный опрос; 15. Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка 1+2 0 1+2 Устный опрос; 16. Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика и т. д.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания. 1+3 0 1+3 Устный опрос; 17. Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами надрезания, закручивания, складывания в работе над объёмной аппликацией 1+2 0 1+2 Устный опрос; 1+1 18. Лепка игрушки по мотивам 1+3 одного из наиболее известных народных художественных промыслов. 0 1+3 Устный опрос; 19. Узоры в природе 0 1 Устный опрос; 20. Представления о симметрии и 1+2 наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению 0 1+2 Устный опрос; 21. Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные. 1 0 1 Устный опрос; 22. Декоративная композиция в круге или полосе. 1+2 0 1+2 Устный опрос; 23. Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов. 1 0 1 Устный опрос; 24. Форма и украшение бытовых предметов 1+2 0 1+2 Устный опрос; 25. Наблюдение разнообразия архитектурных построек в окружающем мире по фотографиям, обсуждение их особенностей и составных частей зданий. 1 0 1 Устный опрос; 26. Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания деталей, надрезания, вырезания деталей, использование приёмов симметрии 1 0 1 Устный опрос; 1 0 1+2 Устный опрос; 28. Рассматривание иллюстраций 1 к детским книгам на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой. 0 1 Устный опрос; 29. Обсуждение произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением или со сказочным сюжетом. 1 0 1 Устный опрос; 30. Художник и зритель. 1 Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих установок наблюдения. 1 0 Устный опрос; 31. Итоговая контрольная работа 1 0 1 Контрольная работа; 32. Фотографирование мелких деталей природы, запечатление на фотографиях ярких зрительных впечатлений. 1 0 1 Устный опрос; 33. Обсуждение в условиях урока 1 ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме. 0 1 Устный опрос; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 65 27. Макетирование (или создание 1+2 аппликации) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина 66 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Изобразительное искусство. 1 класс/Неменская Л.А.; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru 2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru 3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» -http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru 4. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школыhttp://katalog.iot.ru/ 5. Библиотека материалов для начальной школыhttp://www.nachalka.com/biblioteka 6. Mеtodkabinet.eu: информационно-методический кабинетhttp://www.metodkabinet.eu/ 7. Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» http://catalog.iot.ru 8. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru 9. Портал «Российское образование http://www.edu.ru ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://pedsovet.su http://multiurok.ru http://infourok.ru http://viki.rdf.ru/ https://nsportal.ru/ https://resh.edu.ru/ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Таблицы к основным разделам учебного материала, содержащегося в программе. Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ 1. Классная магнитная доска. 2. Настенная доска с приспособлением для крепления картинок. 3. Колонки 4. Компьютер 5. Мультимедийный проектор