МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Ярославской области
Управление образования Переславль-Залесский Муниципальный округ
Частное общеобразовательное учреждение «Классическая Гимназияпансион Свято-Алексиевской Пустыни памяти протоиерея Василия
Лесняка»
УТВЕРЖДЕНА:
Директор Гимназии
________________________
Василенко С.А
Приказ № 30а
от 29 .08.2025 г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Латинский язык»
8-11класс
Составитель: учитель
латинского языка
Карпова Т.М.
2025-2026 уч.год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа. Рабочая программа по латинскому языку для 8-11 классов ЧОУ
«Классическая Гимназия-пансион Свято-Алексиевской Пустыни памяти протоирея
Василия Лесняка» составлена на основе программы курса «Латинский язык и введение в
античную культуру для учащихся гимназий, лицеев и школ с гуманитарным профилем»
автора А.В.Подосинова (А.В. Подосинов. Латинский язык в школе. История, задачи и
методика преподавания. - М.: Изд. Русское слово, 2010) с использованием:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»
2.Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
основного
общего
образования. Утверждѐн приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями и дополнениями).
Структура документа. Рабочая программа по латинскому языку представляет
собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебнотематический
план;
содержание
тем
учебного
курса;
календарно-тематическое
планирование; перечень учебно-методического обеспечения.
Содержание курса латинского языка представлено в программе в виде четырех
тематических
блоков,
обеспечивающих
формирование
коммуникативной,
лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Место предмета «Латинский язык» в базисном учебном плане
ЧОУ « Классическая Гимназия-пансион Свято-Алексиевской Пустыни памяти
протоирея Василия Лесняка». Учебный план предусматривает обязательное изучение
латинского языка в 8 классе 2 часа в неделю, в 9 классе 0,5 часа в неделю, в 10-11классах
по одному часу в неделю. Грамматический материал распределен по принципу нарастания
сложности.
Стандарта по курсу "Латинский язык" нет, т.к. данный предмет вводится пока
только в отдельных школах, имеющих гуманитарную направленность.
Цели и задачи курса
Целью рабочей программы является:
развииеязыковой компетенции (систематизация ранее изученного материала,
овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и
2
сферами общения, освоениезнаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных
способах выражения мысли в родном и изучаемом языке);
развитие социокультурной компетенции (приобщение учащихся к культуре,
традициям и реалиям страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и
ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям
учащихся);
Исходя из сформулированной цели, изучение курса «Латинский язык» направлено
на решение следующих задач:
изучение правил чтения и ударения в латинском языке;
ознакомление с грамматикой латинского языка;
выработка навыков анализа, перевода, понимания прочитанного, интерпретации
классического текста на латинском языке;
ознакомление с историей древних римлян и античной культурой;
знание наизусть латинских крылатых выражений;
наблюдение, сравнение и анализ языковых явлений (звуков, слов, словосочетаний и
предложений);
умение выписывать из текста и (или) вставлять в него или изменять в нем слова в
соответствии с решаемой учебной задачей, например, с целью формирования
орфографических, лексических или грамматических навыков;
знание и перевод классических текстов.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности. Универсальные
учебные действия (УУД), на формирование которых направлен образовательный процесс,
предполагает:
личностные УУД (проявлять интерес к культуре и истории своего народа,
родной
страны;
различать
основные
нравственно-этические
понятия;
соотносить поступок с моральной нормой; анализировать и характеризовать
эмоциональные
состояния
и
чувства
окружающих,
строить
свои
взаимоотношения с их учетом; оценивать ситуации с точки зрения правил
поведения и этики; мотивировать свои действия; выражать готовность в
любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения
познавательные УУД (воспроизводить по памяти информацию, необходимую
для
решения
учебной
задачи;
проверять
информацию,
находить
дополнительную информацию, используя справочную литературу; применять
3
таблицы, схемы, модели для получения информации; классифицировать
объекты; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых
положений; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
преобразовывать
объект:
импровизировать,
изменять,
творчески
переделывать)
регулятивные УУД (удерживать цель деятельности до получения ее
результата;
планировать
решение
учебной
задачи:
выстраивать
последовательность необходимых операций (алгоритм действий); оценивать
весомость
приводимых
доказательств
и
рассуждений;
корректировать
деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и
ошибок; намечать способы их устранения; анализировать эмоциональные
состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их
влияние на настроение человека; анализировать собственную работу:
соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру
освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины)
коммуникативные УУД (воспринимать текст с учетом поставленной учебной
задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;
составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать
каждую; пересказывать по плану)
Цели и содержанию программы «Латинский язык» соответствуют требованиям к
результатам обучающихся:
личностным,
включающим
готовность
и
способность
обучающихся
к
саморазвитию и личностному самоопределению, сформированности их мотивации
к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способность
ставить цели и строить жизненные планы;
метапредметным,
включающим освоенные
обучающимися
межпредметные
понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,
коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и
социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении
учебной
деятельности,
способность
к
построению
индивидуального
образовательного маршрута;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного
предмета умения, специфические для данной предметной области, виды
деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его
преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных ситуациях.
4
Направленность - основное общее образование.
Организация учебного процесса: классно-урочная система
Материально - техническое обеспечение:
- Учебник;
- Хрестоматия на латинском и русском языках;
- Таблицы по основным темам курса латинского языка;
- Интернет ресурсы;
- Цифровые образовательные ресурсы;
- Тесты.
Требования к уровню подготовки учащихся
Критерием практического владения латинским языком является умение уверенно
пользоваться простыми языковыми средствами в следующих видах речевой деятельности:
чтение и письмо. Формирование навыков в этих видах речевой деятельности носит
профессионально ориентированный характер.
Требования к уровню владения речью по видам речевой деятельности:
Говорение
Обучающийся должен знать:
1. систему гласных и согласных звуков языка;
2. ударные и безударные звуки.
3. наизусть хрестоматийные пословицы и поговорки;
4.лексический минимум в объеме, предлагаемом учебным пособием;
Чтение
Обучающийся должен уметь:
1.пользоваться латинско-русским словарем;
2.читать, переводить со словарем и понимать латинские тексты;
3.определить основное содержание прочитанных текстов;
4.проводить лингвистический анализ прочитанного текста;
5.распознавать значение лексических единиц по контексту;
6.определять принадлежность слова к той или иной части речи по наличию/отсутствию
префикса, суффикса;
7.различать стилистические особенности текстов;
8.читать латинские стихи.
Письмо
Обучающийся должен уметь:
5
1.правильно писать слова и предложения пройденного курса;
2.использовать в письменной речи латинские
термины, пословицы, крылатые
выражения;
3.с помощью таблиц склонять существительные и прилагательные, сочетания
существительного с прилагательным;
4. определять склонение и род существительных и прилагательных.
5. определять основы существительных и прилагательных;
Знать:
3. словарную запись существительных и прилагательных.
В качестве основного материала для чтения, анализа и перевода служат
аутентичные,
адаптированные
тексты
гуманитарного
направления.
При
этом
осуществляется:
1.знакомство с произведениями лучших авторов римской литературы;
2.знакомство
с
основными
приемами
аналитико-синтетической
переработки
информации: смысловой анализ текста по абзацам, вычленение единиц информации;
3.нахождение правильных лексических и грамматических эквивалентов в двух языках
при переводе;
4.
использование
перестройки
грамматической
и
синтаксической
структуры
предложения при переводе;
5. овладение умением выражать одну и ту же мысль разными языковыми средствами
(более идиоматичными и менее идиоматичными);
6. перевод слов и словосочетаний гуманитарного характера;
7. передача собственных имен и географических названий на русском языке (перевод,
транслитерация, транскрипция).
8.применение своих знаний латинского языка на уроках русского, иностранного языков
и литературы, обществознания и правоведения.
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее (о воспитательном потенциале урока):
установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
6
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения
по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов
для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра,
где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,
которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной
работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что
дает школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
специально разработанные занятия - уроки, занятия-экскурсии, которые
расширяют образовательное пространство предмета, воспитывают любовь к прекрасному,
к природе, к родному городу;
интерактивный формат занятий в музее, который способствует эффективному
закреплению тем урока;
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение «Правил
внутреннего распорядка обучающихся», взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений через создание специальных тематических проектов, рассчитанных на
сотрудничество музейного педагога с учителями-предметниками, организация работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения, развитие умения совершать правильный выбор;
организация предметных образовательных событий (проведение предметных
декад) для обучающихся с целью развития познавательной и творческой активности,
инициативности в различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих
7
способностей обучающихся с разными образовательными потребностями и
индивидуальными возможностями;
проведение учебных (олимпиады, занимательные уроки и пятиминутки, урок деловая игра, урок – путешествие, урок мастер-класс, урок-исследование и др.) и учебноразвлекательных мероприятий;
установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя
через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных
элементов, историй из жизни современников.
В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего
образования) приоритетом является создание благоприятных условий для развития
социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека,
залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения
уверенности в завтрашнем дне;
вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и
которую
нужно оберегать;
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания
благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
у общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка,
искусство, театр, творческое самовыражение;
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Критерии и нормы оценки знаний учащихся
и формы контроля
Формы текущего контроля
- устный опрос по правилам грамматики;
8
- проверка тетрадей и этимологических словарей;
- чтение;
- проверка упражнений из учебных пособий;
- проверка заданий по переводу и грамматическому разбору текста.
Формы самостоятельной работы обучающихся:
- конспектирование грамматических правил, крылатых выражений;
- выполнение упражнений;
- перевод связных текстов;
- проведение фонетического и грамматического анализа языковых единиц.
Формы промежуточного контроля
1.
Выполнение самостоятельной работы с анализом отдельных словоформ и
упражнениями по склонению и спряжению в соответствии с изученным грамматическим
материалом первого полугодия.
2.
Выполнение самостоятельной работы с анализом отдельных словоформ и
упражнениями по склонению и спряжению в соответствии с изученным грамматическим
материалом 2 полугодия.
Содержание
1.Задания
по
спряжению
глаголов
(PraesensIndicativiActivietPassivi,
по
основным
временам
ImperfectumIndicativiActivietPassivi,
FuturumIndicativiActivietPassivi) и склонению словосочетания (сущ. +прил.)
2.Текст для перевода и практическое задание по морфологическому разбору (2 слова).
3. Сдача тем по билетам (теоретический и практический вопросы).
Содержание курса «Латинский язык»
Фонетика
Латинский алфавит. Звукобуквенные соответствия. Долгота и краткость гласных.
Дифтонги и диграфы. Согласные. Слогораздел. Количество слога. Правила ударения.
Ассимиляция. Редукция гласных. Закон ротацизма. Типы произношения.
Лексика
Лексическое
богатство
латинского
языка.
Характеристика
словарного
состава.
Синонимия, антонимия, омонимия. Полисемия. Латинские дериваты в русском и
изучаемом иностранном языке: собственные имена, общеупотребительная лексика,
научно-техническая, общественно-политическая, богословская лексика.
Грамматика
Синтетизм грамматического строя латинского языка.
9
Имя существительное: основные грамматические категории системы имени (род, число,
падеж). Историческая и практическая основа. Типы склонения. Парадигмы пяти
склонений и общий обзор системы склонения, сравнение падежных окончаний.
Особенности склонения существительных среднего рода. Правило рода. Склонение
греческих слов. Нерегулярное формообразование.
Имя прилагательное: распределение по трем типам склонения. Прилагательные первой и
второй группы. Степени сравнения. Синтетический аналитический, супплетивный
способы их образования. Семантика и синтаксис степеней сравнения. Парадигмы
склонения.
Местоимения: разряды местоимений и их употребление
(личные, указательные,
притяжательные, относительные, вопросительные, неопределенные, отрицательные,
возвратные).
Супплетивизм форм личных местоимений. Употребление указательных
местоимений. Употребление указательных местоимений в функции личных третьего лица.
Особенности
«местоименного
склонения».
Парадигмы
склонения
всех
разрядов
местоимений.
Числительные:
разряды
числительных
(количественные,
порядковые).
Склонение
числительных, их употребление.
Наречия: морфологические типы наречий. Способы образования. Степени сравнения.
Глагол: основные грамматические категории. Двувидовая система латинского глагола
(infectum, perfectum). Синтетизм в образовании личных глагольных форм системы
инфекта. Противопоставление синтетизма активного залога и аналитизма пассивного в
системе перфекта.
Категория времени. Соотношение видовых значений глагола с формами времени.
Активный и пассивный залог. Отложительные и полуотложительные глаголы. Категория
лица. Личные окончания как морфологический показатель лица. Противопоставление
личных и неличных форм. Категория числа. Единственное и множественное число и
способы его выражения в синтетических и аналитических формах. Категория наклонения:
изъявительное, повелительное наклонения. Специфика латинского конъюнктива.Три
основы и четыре основные формы глагола. Назначение основ.
Четыре типа
спряжения.Способы образования основ префекта. Три набора личных окончаний.
Суффиксы времени и наклонений. Парадигмы спряжения.Глагол “esse” сложные с ним:
особенности спряжения. Неправильные, недостаточные, безличные глаголы: особенности
формообразования, парадигмы спряжения, употребление и перевод.Неличные глагольные
формы: инфинитивы, причастия, супины. Герундий, герундив. Образование от глагольных
основ, значение, употребление, перевод.
10
Наречия: морфологические типы. Способы образования. Степени сравнения.
Предлоги: предложное управление. Предлоги с аккузативом, аблятивом, с двумя
падежами. Постпозитивные предлоги causa и gratia. Синонимия и полисемия предлогов.
Предлоги и наречия. Предлоги и приставки.
Словообразование
Способы словообразования (словосложение и аффиксация). Префиксация в глагольном и
именном словообразовании. Семантика префиксов и их фонетическая вариативность.
Суффиксация в именной системе. Суффиксация глаголов, наречий.
Семантизация
суффиксов.
Синтаксис
Синтаксис простого предложения. Главные и второстепенные члены предложения и
способы их выражения. Порядок слов. Согласование. Управление. Синтаксические
функции падежей. Действительная и страдательная конструкции. Синтаксические
функции супинов, герундия, герундива. Система инфинитивов. Синтаксические функции
инфинитивов.
Accusativuscuminfinitivo.
Nominativuscuminfinitivo.
Синтаксическиефункциипричастий..Participiumconjuctum. Ablativusabsolutus. Конъюнктив
в независимом предложении.
Синтаксис сложного предложения
Классификация придаточных. Типы придаточных с индикативом. Типы придаточных с
конъюнктивом. Условный период. Косвенная речь.
Страноведение. Античная культура.
Семь римских царей. Римляне и сабиняне. Римляне и этруски. Римская республика. Рим и
Карфаген. Римский дом. Религия древних римлян. Одежда римлян. Государственный
строй Древнего Рима. Праздники древних римлян. Братья Гракхи. Военное дело в
Древнем Риме. Гражданские войны. Восстание рабов под руководством Спартака. Марк
Туллий Цицерон. Заговор Катилины. Покорение римлянами Египта. Антоний и
Клеопатра. Ораторы и философы Древнего Рима. Первый римский император Октавий
Август. Архитектура Древнего Рима. Скульптура Древнего Рима. Публий Овидий Назон.
Древнеримский театр. Древнеримские актеры. Римский театр императорской эпохи.
Древнеримская музыка. Римский водопровод. Римские дороги. Римский календарь.
Начальная школа в Древнем Риме. Обучение чтению и письму. Уроки арифметики в
Древнем Риме. Денежные единицы в Древнем Риме. Меры длины и веса. Средняя ступень
обучения. Книги в Древнем Риме. Риторская школа. Измерение времени. Гладиаторские
школы. Женские имена в Древнем Риме. Имена свободных людей, имена рабов. Римская
семья.
Древнеримские
термы.
Римский
форум.
Торговля
в
Древнем
Риме.
11
8 класс
Учебно-тематическое планирование
№
п/п
Наименование разделов
1.
2.
3.
4.
Общее количество
часов
Повторение изученного в 7
классе
Анализ и перевод текстов
Морфология
Синтаксис
Итого
16
В том числе
контрольные
работы
2
10
26
16
68
4
2
8
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема
Количество
часов
1
2
3
Фонетика и орфоэпия.
Словообразование.
Имя существительное. Склонение имен
существительных.
Имя прилагательное. Прилагательные и
указательные местоимения.
Глагол. Спряжение глаголов.
Инфинитив.
Перфект и имперфект.
Числительные. Наречие.
Контрольная работа по теме
«Повторение пройденного в 7 классе».
Будущее первое время изъявительного
наклонения действительного залога
(Futurumprimumindicativeactivi).
Futurum I глаголаesse.
Будущее первое время изъявительного
наклонения страдательного залога
(Futurumprimumindicativipassivi).FuturumI
сложных глаголов с esse.
Анализипереводтекста «De deisGallorum
et Germanorum».
Контрольная работа по теме «Будущее
время I изъявительного наклонения».
Ablativusи его функции.
Анализ и перевод текста «DeTheseo».
Триместровый экзамен по теме
«Образование будущего времени».
Аблатив самостоятельный
(ablativusabsolutus).
Анализ и перевод текста «DeTheseo
2
2
2
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
2
2
2
2
2
2
2
4
2
2
2
2
2
2
2
Дата проведения
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
(continuatio)».
Контрольная работа по теме «Ablativus».
Конъюнктив (modus conjunctivus).
Praesensconjunctivi active et passive.
Praesensconjunctiviглагола esse.
Употребление конъюнктива в
независимых предложениях.
Imperfectumcojunctiviactivi et passivi.
Imperfectumcojunctiviглагола esse.
Употребление конъюнктива в
независимых предложениях.
Анализ и перевод текста «DeScythia».
Конъюнктив в придаточных
предложениях. Придаточные
предложения цели (utunefinale).
Контрольная работа по теме
«Конъюнктив».
Придаточные предложения
дополнительные.
Вопросительные местоимения в
значении существительного.
Отрицательные местоимения.
Плюсквамперфект (plusquamperfectum).
Неправельные глаголы edo, eo. Глаголы
сложные с eo.
Отложительные глаголы
(verbadeponentia). Полуотложительные
глаголы (verbasemideponentia).
Анализ перевода текстов
«DeLacedaemoniorumbrevitate» и
«DaedălusetIcărus».
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
9 класс
№
п/п
1.
2.
3.
3.
Учебно-тематическое планирование
Наименование разделов
Общее количество
часов
Повторение изученного в 8
классе
Морфология
Синтаксис
Анализ и перевод текстов
Итого
1
6
6
5
18
В том числе
контрольные
работы
1
1
1
3
13
№
п/п
1
2
3-4
5-6
7
8-9
10
11-12
13-14
15-16
17
18
Календарно-тематическое планирование
Тема
Количество
Дата проведения
часов
Фонетика.
Контрольная работа по теме
«Повторение изученного в 8
классе».
Придаточные предложения
пояснительные. Спряжение
глагола fero.
Придаточные предложения
причины.
Контрольная работа по теме
«Глагол».
Спряжение глагола fio и
других недостаточных
глаголов. Безличные
глаголы.
Придаточные предложения
следствия (utconsecutivum).
Функции аккузатива.
Придаточные предложения
времени. Анализ и перевод
текста «DeAriŏne».
Придаточные предложения
уступительные.
Придаточные
определительные.
Условные придаточные
предложения.
Последовательность времен
в придаточных
предложениях.
Контрольная работа по теме
«Придаточные
предложения»
Повторение.
1
1
05.09
07.11
1
21.11
1
23.01
1
06.02
1
27.02
1
06.03
1
13.03
1
20.03
1
27.03
1
31.03
1
22.05
10 класс
Учебно-тематическое планирование
№
п/п
1.
2.
Наименование разделов
Повторение изученного в 9
классе
Древнеримская поэзия
Общее количество
часов
8
В том числе
контрольные
работы
1
20
2
14
3.
Латинская поэзия
Средневековья и эпохи
Возрождения
Итого
6
1
34
4
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема
Количество
часов
1
Склонение имени
существительного и имени
прилагательного.
Местоимения.
Глагол. Спряжение и времена
глагола.
Отложительные и
полуотложительные глаголы.
Согласованиевремен (cum
temporalis et cum historicum, cum
causale et cum concessivum).
Синтаксис.
Придаточные предложения.
Контрольная работа по теме
«Повторение изученного в 9
классе».
Начальная школа в Древнем Риме.
Обучение чтению и письму.
Чтение и перевод
«OrbisRomanuspictusXXI»
(Книжное дело в Древнем Риме)
Тибулл. Биография. Стихотворные
размеры. Элегический дистих.
Стихотворение Тибулла
«Tumihisolaplaces».Тибул
«Элегии». «Elegiae I».
Плиний Старший. Биография.
«HistoriaNaturalis». Теория
шарообразности земли.
Плиний Старший «Затмения и
шарообразность Земли».
Плиний Старший «Доказательство
геоцентричности Вселенной».
Контрольная работа по теме
«Творчество Тибулла и Плиния
Старшего».
Триместровый экзамен по теме
«Особенности синтаксиса в
произведениях Тибулла и Плиния
Старшего».
Биография и творчество Катулла.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Дата проведения
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Размер Фалекийский
одиннадцатисложный стих.
Катулл
«DisertissimeRomulinepotum…»
Катулл «CenabisbenemiFabulle,
apud me…»
Биография и творчество
Марциала. «Epigrammata»
(Эпиграммы).
Марциал «Dixerat «O mores! O
tempora!»«Tulliusolim».
Марциал «Rumpiturinvidiaquidam,
carissimeIuli»
Контрольная работа по теме
«Творчество Катулла и
Марциала».
Биография и творчество Горация.
Большой Асклепиадов стих.
Гораций «Tu ne quaesieris,
scirenefas…»
Малый Асклепиадов стих.
Гораций «AdMelpomenen»
(Exedimonumentumaereperennins…)
Биография и творчество Федра.
Разговорный ямбический сенарий.
Басни.
Федр «Lupus et agnus»,
«Asinusadsenempastorem».
Латинская поэзия Средневековья и
эпохи Возрождения.
Аврелий Августин «DeAnima» (О
душе)
ВенанцийФортунат
«Cruxbenedictanitet» («Сияет крест
Благословенный»)
Архипиита «Confessio»
(«Исповедь»)
Франческо Петрарка «Salve,
caraDeo…» («Гимн Италии»)
Франческо Петрарка
«Etmihiconspicuum…»
(«Обращение к Музам и Христу»)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
11 класс
Учебно-тематическое планирование
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Наименование разделов
Повторение изученного в 10
классе
Творчество Корнелия Непота.
Творчество Гая Юлия Цезаря
Творчество Марка Туллия
Цицерона
Творчество императора Августа
Древнеримская научная проза
Итого
Общее количество
часов
7
В том числе
контрольные
работы
1
3
6
6
1
6
6
34
1
1
4
Календарно-тематическое планирование
Тема
Количество
Дата проведения
часов
Склонение имени
существительного и имени
прилагательного.
Местоимения.
Глагол. Спряжение и времена
глаголов.
Согласование времен.
Синтаксис.
Придаточные предложения.
Контрольная работа по теме
«Повторение изученного в 10
классе».
CorneliusNepos (Корнелий Непот).
Биография и творчество. «De
Latinishistoricis».
(Олатинскихисториках).Nepos
«Cato» (Непот «Катон»).
Nepos «VitaPelopidae» (Непот
«Жизнеописание Пелопида»)
GaiusIuliusCaesar (Цезарь).
Биография и творчество.
«CommentariideBelloCallico»
(Записки о Галльской войне)
Caesar «Commentarii de Bello
Callico» L.1, C.1. Общее описание
Галлии, L.IV, C.I «О свевах».
Caesar «Описание Британии», «О
правах жителей Британии»
Caesar «О правах и обычаях
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
галлов», «О германцах», «О
занятиях германцев».
Контрольная работа по теме «Гай
Юлий Цезарь «Записки о
Галльской войне»».
Триместровый экзамен по темам
«Творчество Корнелия Непота и
Гая Юлия Цезаря»
MarcusTulliusCicero (Цицерон)
«EpistulaeadFamiliares» (Письма к
родным и близким).
Цицерион «Письма к жене
ЦицерионаТеренции»
Цицерион «Ответ Цицерона
Цезарю»
Цицерон «Orationes» (Речи)
«Первая речь против Катилины»
Цицерон «Первая речь против
Катилины» (продолжение)
Контрольная работа по теме
«Творчество Цицерона».
Augustus (Император Август).
Отчет. «ResgestaediviAugusti»
(Деяния Божественного Августа)
«Победы в войнах», «Гражданские
должности Августа»
«Денежные раздачи».
«Строительные работы»
«Военные и дипломатические
успехи».
«Признание Августа
иностранными народами и
царями», «Почести в Риме».
Контрольная работа по теме
«Деяния Августа».
Триместровый экзамен по темам
«Цицерион» и «Август».
TitusLivius (Тит Ливий)
«Aburdecondita» («От основания
города»). «Битва при Каннах».
PomponiusMela (Помпоний Мела)
«DeChorographia» (О географии)
LiciusAnnaeusSenecaMaior
(СенекаСтарший). «Controversiae»
(«Контроверзии»). «Паррасий и
Прометей»
Aulus Cornelius Celsus (Цельс) «De
medicina» (Омедицине)
GaiusPliniusCaeciliusSecundusIunior
(Плиний Младший) «Epistulae»
(Письма). «Письма Траяну о
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18
34
христианах»
C. IusRomanum («Римское право»).
«Законы XII таблиц»
1
Текущий контроль проходит в форме устных ответов, самостоятельных и
проверочных работ в форме тестов, анализа текстов, открытого анкетирования.
Информационно-методическое обеспечение
1. В.К. Кочеткова, Е.В. Соболева. Латинский язык для начинающих.- М.: Восточная книга.
2009
2.А.А. Марцелли. Латинский язык .Учебное пособие. - Ростов-на-Дону.: Феникс.2008
3.Н.Л.Кацман., И.Л. Ульянова. Латинский язык. Учебник для лицеев и гимназий. – М.:
Владос.2012
4. Ю. Варзонин. Латинская грамматика в схемах и пояснениях. – Тверь.: ЗАО
«ТКАМП».1998
5. Ю.Варзонин. Элементарный курс латинского языка. – Тверь.: ЗАО «ТКАМП»,1998
6. А. В. Подосинов. Латинский язык в школе: История, задачи и методика преподавания.
Методическое пособие к курсу «LinguaLatina».
Введение в латинский язык и античную культуру» - М. Издательство «Русское слово».
2010
7.А. В. Подосинов, Н. И. Щавелева. LinguaLatina. Введение в латинский язык и античную
культуру. В 5 частях. Часть 3. – М.:Изд. «Флинта», Наука». 2009
8.А. В. Подосинов, Н. И. Щавелева. LinguaLatina. Введение в латинский язык и античную
культуру. Часть 1 –М.: Изд. «Флинта». 2009
9.А. В. Подосинов,
Н. И. Щавелева.
LinguaLatina.
Введение в латинский язык и
античную культуру. Часть 2 – М.:Изд. «Флинта», «Наука». 2010
10.А.В.Подосинов, Н.И. Щавелева. LinguaLatina.
античную культуру. Часть3. – М.:Изд.
Введение в латинский язык и
«Прогресс». 2011
11.А. В. Подосинов. LinguaLatina. Введение в латинский язык и античную культуру.
Часть 5. Грамматика латинского языка.- М.: Наука. 2010
Список литературы для учащихся
1.В.К. Кочеткова, Е.В. Соболева. Латинский язык для начинающих.- М.: Восточная книга.
2009
2.Н.Л.Кацман., И.Л. Ульянова. Латинский язык. Учебник для лицеев и гимназий. – М.:
Владос. 2012
19
3.
Ю.
Варзонин.
Латинская
грамматика
в
схемах
и
пояснениях.
–
Тверь.:
ЗАО»ТКАМП».1998
4. А. В. Подосинов, Н. И. Щавелева. LinguaLatina. Введение в латинский язык и античную
культуру. В 5 частях. Часть 3. – М.: Изд. «Флинта», Наука». 2009
5.А. В. Подосинов, Н. И. Щавелева. LinguaLatina. Введение в латинский язык и античную
культуру. Часть 1 –М.: Изд. «Флинта». 2009
6.А. В. Подосинов,
Н. И. Щавелева.
LinguaLatina.
Введение в латинский язык и
античную культуру. Часть 2 – М.: Изд. «Флинта», «Наука». 2010
7.А.В.Подосинов, Н.И. Щавелева. LinguaLatina.
античную культуру. Часть3. – М.: Изд.
Введение в латинский язык и
«Прогресс». 2011
8.А. В. Подосинов. LinguaLatina. Введение в латинский язык и античную культуру.
Часть 5. Грамматика латинского языка.- М.: Наука. 2010
9. Латинско-русский, русско-латинский словарь. Составители: Александр Подосинов,
Галина Козлова, Алексей Глухов, Алексей Белов.- Издательство: Флинта, Наука. 2009
Сайты нормативных документов
1. www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал
2. www.ed.gov.ru - Федеральное агентство по образованию РФ Министерства
Образования
3. www.edu.ru – Федеральный сайт Российского образования
4. www.edu.km.ru – Образовательные проекты
5. www.ict.edu.ru - Информационно-коммуникационные технологии в образовании
6. www.festival.1september.ru – Сайт педагогических идей «Открытый урок»
7. www.vestiknews.ru – Журнал «Вестник образования России»
8. www.fio.ru - Сайт Федерации Интернет образования России
9. www.eurekanet.ru – Инновационная образовательная сеть
10. www.medieducation – Сайт ТСО и медиаобразовательного института содержания
методов образования РАО
11. www.pedlib - Сайт педагогической библиотеки
12.
www.garant.ru.prime/20070719/6232673/htm
-
Методические
рекомендации
по
организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу
«Иностранные языки»
13. www.scholl.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: иностранные языки
20
21