МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Ярославской области
Управление образования Переславль-Залесский Муниципальный округ
Частное общеобразовательное учреждение «Классическая Гимназияпансион Свято-Алексиевской Пустыни памяти протоиерея Василия
Лесняка»
УТВЕРЖДЕНО:
Директор Гимназии___________
Василенко С.А.
Пр №30а от« 29» _августа_2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Церковнославянский язык»
5-7 класс.
Составитель: учитель ОПВ Федотова И.М.
2025-2026уч.год.
1
Рабочая программа по предмету «Церковнославянский язык» в 5-7
классах составлена в соответствии с Основным содержанием обязательных
учебных предметов православного компонента общего образования,
содержащихся в стандарте православного компонента НОО, ООО, СОО для
учебных заведений РФ, разработанном Отделом религиозного образования и
катехизации РПЦ в 2012 г.
Согласно базисному учебному плану уроки проводятся по 1 часу в
неделю, количество часов – 34 часа.
В конце учебного года проводится итоговый контроль в форме
контрольной работы в 5 - 7 классах.
1 раздел. Планируемые предметные результаты освоения
церковнославянского языка в основной школе.
Предметными результатами изучения церковнославянского языка в
основной школе являются:
•
знания об истории возникновения славянской письменности и
роли свв. равноап. Кирилла и Мефодия в просвещении славян,
•
понятие ЦСЯ, церковнославянской азбуки и нумерации,
основных особенностей церковнославянского языкового строя,
•
умения читать и писать церковнославянский текст;
•
представление о роли церковнославянского языка как первого
литературного языка славян, языка православного богослужения, средстве
сохранения православной духовности и преемственности поколений,
сокровищнице исторической памяти российского народа, средстве связи,
консолидации и единения с родственными славянскими народами;
•
овладение
основными
лексическими
ресурсами
церковнославянского языка;
•
овладение основными нормами чтения церковнославянского
текста, нормами речевого этикета и использование их в своей церковной и
повседневной практике;
•
осознание эстетической функции церковнославянского языка,
способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при
анализе текстов художественной литературы.
Требования к выпускникам 5 класса:
Уметь правильно и красиво писать по-церковнославянски.
Выработать умение пользоваться справочной и учебной литературой по
церковнославянскому языку. Получить представление об основах церковной
службы.
2
Требования к выпускникам 6 класса:
Улучшить дикцию через освоение церковного чтения. Выработать умение
находить и объяснять евангельские контексты в образной системе русской
классической литературы. Расширить сведения по истории родного языка.
Требования к выпускникам 7 класса:
Обогатить лексический состав, расширив его не только количественно
(новыми тематическими группами лексики), но и качественно (путем
расширения и углубления в семантику слова). Уметь максимально точно
переводить текст и понимать его. Повысить культуру письменной и устной
речи.
2 раздел. Содержание учебного предмета. Формы
организации учебных занятий. Виды учебной деятельности.
Содержание учебного предмета в 5 классе.
Введение.
Церковнославянский
язык
и
путь
Богопознания.
Церковнославянская азбука. Трудности церковнославянской азбуки: две
буквы, обозначающие один звук. Трудности церковнославянской азбуки:
одну и ту же букву пишут по-разному, церковнославянские буквы для
заимствованных слов. Правила чтения по-церковнославянски. Надстрочные
знаки:
ударение,
придыхание.
Титла.
Изображение
чисел
в
церковнославянской
графике. Слова церковнославянского языка, их
происхождение и значение. Изменение значений церковнославянских слов в
русском языке. Звуковые особенности церковнославянских
слов.
Церковнославянская морфология. Имя существительное. Грамматические
свойства имени существительного.
Изменение имен существительных по падежам. Типы склонений имен
существительных. Первое склонение имен существительных. Второе
склонение имен существительных. Чередование согласных при склонении
имен существительных. Третье склонение существительных. Четвертое
склонение существительных.
Содержание учебного предмета в 6 классе.
Церковнославянская
азбука.
Надстрочные
знаки.
Склонение
существительных. Местоимение и его значения. Личные местоимения 1 и 2
лица. Личные местоимения 3 лица. Местоимения ѝже, ѩже, єже. Имя
прилагательное. Грамматические свойства имени прилагательного.
Склонение кратких имѐн прилагательных. Склонение полных имѐн
прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Имя
числительное и его значения. Наречие и его значения. Грамматические
свойства глагола. Глагол в настоящем и простом будущем времени.
3
Глаголы архаичного спряжения. Глагол в сложном будущем времени. Глагол
в прошедшем времени. Глагол в аористе. Глагол в имперфекте. Глагол в
перфекте. Глагол в плюсквамперфекте. Глагол в повелительном,
желательном и сослагательном наклонениях. Причастие. Грамматические
свойства причастия. Простое предложение. Сложное предложение.
Содержание учебного предмета в 7 классе.
Исторический очерк о церковнославянском языке.
Исторический
очерк о церковнославянском языке. Алфавит. Надстрочные знаки и знаки
препинания. Настоящее время глагола быти. Спряжение глагола быти в
прошедшем времени. Цифровое значение букв. Чередования.
Аорист. Имперфект. Перфект. Плюсквамперфект. Спряжение глаголов в
настоящем времени. Будущее время. Глаголы архаического спряжения.
Условное наклонение. Повелительное наклонение. Одиночное отрицание.
Инфинитивные конструкции со значением цели. Именное склонение
(грамматическая омонимия). Первое склонение существительных. Второе
склонение существительных. Третье склонение существительных. Четвѐртое
склонение существительных.
Формы организации учебной деятельности:
- традиционный урок
- видеоурок
- урок-презентация
- контрольная работа
- интегрированный урок
- урок-игра
- обобщение знаний и др.
Виды учебной деятельности.
Содержание данного курса строится на основе деятельного подхода.
осознание церковнославянского языка как языка православного
богослужения, ключа к невещественным сокровищам нашей
духовности, хранителя исторической памяти, духовности и
самосознания поколений соотечественников;
формирование высокой языковой культуры
информационной поисковой активности;
формирование навыков чтения и понимания текста;
и
навыков
формирование навыков свободного пользования словарями различных
типов, справочной литературой, в том числе и на электронных
носителях;
овладение приемами отбора и систематизации материала на
определенную тему; умение вести самостоятельный поиск
информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче
информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной
4
деятельности и в повседневной практике речевого общения;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания,
языкового оформления; умение находить грамматические и речевые
ошибки, недочеты, исправлять их;
знания об истории возникновения славянской письменности и роли
свв. равноап. Кирилла и Мефодия в просвещении славян,
знание церковнославянской азбуки и нумерации, основных
особенностей церковнославянского языкового строя;
умение писать церковнославянский текст;
3 раздел. Календарно-тематическое планирование по
предмету «Церковнославянский язык».
Календарно-тематическое планирование для 5 класса.
№ п/п
урока
Тема, раздел
часы
1
1
2
1
3
1
4
1
5
1
6
1
7
1
8
1
9
1
10
1
11
1
12
1
Тема урока
Введение. Церковнославянский язык и путь
Богопознания.
Церковнославянская азбука. Трудности
церковнославянской азбуки.
Трудности церковнославянской азбуки.
Правила чтения по-церковнославянски. Знаки
препинания. Надстрочные знаки.
Титло, паерок.
Изображение чисел в церковнославянской
графике.
Контрольная работа по темам
«Церковнославянская азбука. Правила чтения поцерковнославянски. Надстрочные и строчные
знаки.
Контрольное чтение и перевод.
Слова церковнославянского языка, их
происхождение и значение.
Изменение значений церковнославянских слов
в русском языке.
Звуковые особенности церковнославянских
слов.
Имя существительное. Грамматические
5
свойства имени существительного.
13
1
Изменение имен существительных по падежам.
14
1
Типы склонений имен существительных.
15
1
16
1
17-18-19
3
Первое склонение имен существительных
20-21
2
Второе склонение имен существительных
22-23
2
24
1
Чередование согласных при склонении имен
существительных.
Контрольное чтение и перевод.
25
1
26-27
2
28-29
2
Четвертое склонение существительных.
30
1
Подготовка к контрольной работе.
31
1
Контрольная работа по темам за год.
32
1
Контрольная работа по темам «Происхождение
церковнославянских слов. Имя существительное»
Контрольное чтение и перевод.
Контрольная работа по теме «Имя
существительное»
Третье склонение существительных.
Контрольное чтение и перевод.
Резервные часы
33
1
Титло
34
1
Четвертое склонение существительных.
Календарно-тематическое планирование для 6 класса.
№ п/п
Тема, раздел
урока
часы
Тема урока
1
2
3
1
1
1
Церковнославянская азбука.
Местоимение и его значения.
Личные местоимения 1 и 2 лица и возвратное
6
4
5
6
1
1
1
7
8
9
10
11
12
1
1
1
1
1
1
13
14
15
1
1
1
16
17
1
1
18
1
19
20
21
22
23
24
25
26
1
1
1
1
1
1
1
1
27
28
29
30
31
32
1
1
1
1
1
1
33
34
1
1
местоимение себе.
Личные местоимения 3 лица.
Местоимения иже, еже, яже.
Имя прилагательное. Грамматические свойства
имени прилагательного.
Контрольная работа по теме «Местоимения».
Контрольное чтение и перевод.
Склонение кратких имѐн прилагательных.
Склонение полных имѐн прилагательных.
Степени сравнения имен прилагательных.
Имя числительное и его значения. Склонение
порядковых числительных.
Склонение количественных числительных.
Наречие и его значения.
Контрольная работа по темам «Имя
прилагательное. Числительные. Наречия».
Контрольное чтение и перевод.
Грамматические свойства глагола. Глагол в
настоящем и простом будущем времени.
Глаголы архаичного спряжения. Глагол в
сложном будущем времени.
Глагол в прошедшем времени.
Глагол в аористе.
Глагол в имперфекте.
Глагол в перфекте.
Глагол в плюсквамперфекте.
Контрольная работа по теме «Глагол»
Контрольное чтение и перевод.
Глагол в повелительном, желательном и
сослагательном наклонениях.
Причастие. Грамматические свойства причастия.
Простое предложение.
Сложное предложение.
Подготовка к итоговой контрольной работе.
Контрольная работа по темам за год.
Контрольное чтение и перевод.
Резервные часы
Склонение полных имѐн прилагательных.
Глагол в повелительном, желательном и
сослагательном наклонениях.
Календарно-тематическое планирование для 7 класса.
7
№ п/п
урока
Тема, раздел
часы
1
2
3
4
5
6
7
1
1
1
1
1
1
1
8
9
10
11
12
13
14
15
1
1
1
1
1
1
1
1
16
17
18
19
20
21
1
1
1
1
1
1
22
1
23
24
1
1
25
26
27
28
29
1
1
1
1
1
Тема урока
Исторический очерк о церковнославянском языке.
Исторический очерк о церковнославянском языке.
Алфавит.
Надстрочные знаки и знаки препинания
Настоящее время глагола быти.
Спряжение глагола быти в прошедшем времени.
Контрольная работа по темам «История создания
церковнославянского алфавита. Алфавит.
Строчные и надстрочные знаки. Спряжение
глагола быти.
Контрольное чтение и перевод.
Цифровое значение букв.
Чередования.
Аорист.
Имперфект.
Перфект.
Плюсквамперфект.
Контрольная работа по темам « Цифры в цс. яз.
Чередования. Глагол в прошедшем времени»
Контрольное чтение
Спряжение глаголов в настоящем времени.
Будущее время.
Глаголы архаического спряжения.
Условное наклонение.
Повелительное наклонение.
Одиночное отрицание. Инфинитивные
конструкции со значением цели.
Именное склонение (грамматическая омонимия).
Контрольная работа по темам «Глагол в
настоящем и будущем времени. Глаголы
архаического спряжения. Условное и
повелительное наклонение»
Контрольное чтение
Первое склонение существительных.
Второе склонение существительных.
Третье склонение существительных.
Четвѐртое склонение существительных.
8
30
31
32
1
1
1
33
34
1
1
Четвѐртое склонение существительных.
Итоговая контрольная работа
Контрольное чтение
Резервные часы
Плюсквамперфект.
Одиночное отрицание. Инфинитивные
конструкции со значением цели.
9