Частное общеобразовательное учреждение «Классическая Гимназия-пансион СвятоАлексиевской Пустыни памяти протоиерея Василия Лесняка»
ПРИНЯТО:
УТВЕРЖДЕНО:
на Общем собрании работников
Директор
ЧОУ “Классическая Гимназия-пансион»
ЧОУ “Классическая Гимназия-пансион»
Протокол №1 от29.08.2025 г.
_________________/С.А.Василенко/
Приказ №32 от29.08.2025 г.
Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха
педагогических и иных работников частного общеобразовательного
учреждения «Классическая Гимназия-пансион Свято-Алексиевской Пустыни
памяти протоиерея Василия Лесняка»
1.Общие положения
1.1.Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха
педагогических и других работников частного общеобразовательного учреждения
«Классическая Гимназия-пансион Свято-Алексиевской Пустыни памяти протоиерея
Василия Лесняка» (далее – Положение, Гимназия) разработано в соответствии
со статьей 100 Трудового кодекса Российской Федерации,
частью 7 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации",
постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 877
"Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных
категорий работников, имеющих особый характер работы" и подпунктом 4.2.40(1)
пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации,
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля
2018 г. N 884,
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации
от 4 апреля 2025 г.
N 268 « Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени
отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих
образовательную
деятельность
по
основным
и
дополнительным
общеобразовательным программам образовательным программам среднего
профессионального
образования
и
соответствующим
дополнительным
профессиональным программам, основным программам профессионального
обучения.
1.2 Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников и иных
работников организации устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка в
соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами,
содержащими нормы трудового права, коллективным договором, Особенностями с
учетом:
а) режима деятельности организаций и их структурных подразделений, связанного с
местом их нахождения, с круглосуточным пребыванием обучающихся, со сменностью
учебных, тренировочных занятий (далее - учебных занятий) и другими особенностями
работы организации;
б) продолжительности рабочего времени (норм часов педагогической работы за ставку
заработной платы) педагогических работников, а также объема их учебной
(тренировочной) нагрузки либо объема педагогической работы, устанавливаемых
Министерством просвещения Российской Федерации (далее соответственно - учебная
нагрузка, объем педагогической работы);
в) времени, необходимого для выполнения входящих в рабочее время педагогических
работников в зависимости от занимаемой ими должности иных предусмотренных
квалификационными характеристиками должностных обязанностей, в том числе
воспитательной работы, индивидуальной работы с обучающимися, творческой и
исследовательской работы, а также другой педагогической работы, предусмотренной
трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом,
методической, подготовительной, организационной, диагностической, работы по ведению
мониторинга, работы, предусмотренной планами воспитательных, физкультурнооздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с
обучающимися.
г) времени, необходимого для выполнения педагогическими работниками и иными
работниками с их письменного согласия дополнительной работы за дополнительную
оплату.
1.3 Правила внутреннего трудового распорядка организации
утверждаются
работодателем с учетом мнения Общего собрания педагогических работников.
1.4. Режим работы руководителей организаций определяется графиком работы с
учетом необходимости обеспечения функций по руководству организацией.
1.5. Правилами внутреннего трудового распорядка организации в течение рабочего
дня (смены) для педагогических работников и иных работников предусматривается
перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30
минут, который в рабочее время не включается.
1.6. Конкретная продолжительность указанных перерывов устанавливается
правилами внутреннего трудового распорядка организации или по соглашению между
работником и работодателем.
1.7. В случаях, когда педагогические работники и иные работники выполняют свои
обязанности непрерывно в течение рабочего дня, перерыв для приема пищи не
устанавливается.
1.8. Педагогическим работникам и иным работникам в случаях, указанных в пункте
1.7. Особенностей, обеспечивается возможность приема пищи в течение рабочего времени
одновременно вместе с обучающимися или отдельно в специально отведенном для этой
цели помещении.
1.9.Педагогическим работникам организаций, участвующим по решению
уполномоченных органов исполнительной власти в проведении государственной итоговой
аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего
образования в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения
указанной государственной итоговой аттестации, предоставляются гарантии и
компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами,
содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в
проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам
основного общего и среднего общего образования, выплачивается компенсация за работу
по подготовке и проведению указанной государственной итоговой аттестации. Размер и
порядок выплаты такой компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации
за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых
на проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам
основного общего и среднего общего образования .
2. Особенности режима рабочего времени учителей, преподавателей, педагогов
дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования,
тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей
2.1.Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, педагогами
дополнительного образования, старшими педагогами дополнительного образования (далее
соответственно - педагогические работники, ведущие преподавательскую работу; учебный
год) характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения
педагогической работы, связанной с учебной (преподавательской) работой, которая
выражается в объеме их учебной нагрузки, определяемой в соответствии с подпунктом "б"
пункта 2 Особенностей (далее соответственно - педагогическая работа, нормируемая часть
педагогической работы).
2.2. К другой части педагогической работы работников, ведущих
преподавательскую работу, требующей затрат рабочего времени, которое не
конкретизировано по количеству часов (далее - другая часть педагогической работы),
относится
выполнение
видов
работы,
непосредственно
предусмотренной
квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также
дополнительной работы, выполняемой с их письменного согласия за дополнительную
оплату.
2.3. Нормируемая часть педагогической работы работников, ведущих
преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает
проводимые учебные (тренировочные) занятия (далее - занятия) независимо от их
продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым занятием,
установленные для обучающихся, в том числе "динамическую паузу" (большую перемену)
для обучающихся 1-ого класса. При этом объем учебной нагрузки исчисляется исходя из
продолжительности занятий, не превышающей 45 минут.
2.4. К видам работ, непосредственно входящих в должностные обязанности
педагогических работников в соответствии с квалификационными характеристиками
относятся:
а) подготовка к осуществлению образовательной деятельности и выполнению
обязанностей по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации
образовательной деятельности, участие в разработке рабочих программ учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей, за исключением рабочих программ по учебным
предметам, предусмотренным пунктом 6.3 статьи 12 Федерального закона об
образовании) изучение индивидуальных способностей, интересов и склонностей
обучающихся, регулируемые самостоятельно педагогическим работником;
б) ведение журнала и дневников обучающихся в в бумажной) форме в порядке,
устанавливаемом правилами внутреннего трудового распорядка;
в) организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи
родителям (законным представителям) обучающихся, определяемая в соответствии с
правилами внутреннего трудового распорядка;
г) выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических советов,
методических советов (объединений), работой по проведению родительских собраний,
предусматриваемое планами и графиками организации, утверждаемыми локальными
нормативными актами организации;
д) периодические кратковременные дежурства в организации в период осуществления
образовательного процесса, которые при необходимости организуются в целях
подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня
обучающимися, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том
числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся
различной степени активности, приема ими пищи, регулируемые локальными
нормативными актами организации.
2.5. При составлении графика дежурств в организации, предусмотренных
подпунктом "д" пункта 2.4. Особенностей, работниками, ведущими преподавательскую
работу, в период проведения занятий, до их начала и после окончания занятий,
учитываются сменность работы организации, режим рабочего времени каждого
работника, ведущего преподавательскую работу, в соответствии с расписанием занятий,
общим планом мероприятий, а также другие особенности работы, не допуская случаев
длительного дежурства работников, ведущих преподавательскую работу, и дежурства в
дни, когда учебная нагрузка отсутствует. Работники, ведущие преподавательскую работу,
привлекаются к дежурству в организации не ранее чем за 20 минут до начала занятий и не
позднее 20 минут после окончания их последнего занятия.
2.6. К видам дополнительной работы, непосредственно связанной с
образовательной деятельностью, осуществляемой с письменного согласия педагогических
работников за дополнительную оплату, относятся:
а) выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с
обучающимися, участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях,
проводимых в целях реализации образовательных программ в организации, включая
участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях,
тренировочных сборах, экскурсиях, других видах учебной деятельности, регулирование
которой осуществляется графиками, планами, расписаниями, локальными нормативными
актами организации, коллективным договором;
б) классное руководство;
в) проверка письменных работ;
г) заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными
участками;
д) руководство предметными кафедрами и методическими объединениями;
е) другие дополнительные виды работ, регулируемые правилами внутреннего трудового
распорядка, с указанием в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому
договору) их содержания, срока выполнения и размера оплаты.
2.7.В дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует
организация), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую
работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в
организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными
характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных
видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не
требуется.
2.8.Правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором
при составлении расписаний занятий, планов и графиков работ, с учетом обеспеченности
организаций педагогическими кадрами, объемов учебной нагрузки педагогических
работников, ведущих преподавательскую работу, соблюдения гигиенических требований
к режиму образовательной деятельности для обучающихся, иных особенностей
деятельности организации рекомендуется предусматривать для указанных работников
свободный день с целью использования его для дополнительного профессионального
образования, самообразования, подготовки к занятиям.
2.9.Режим рабочего времени учителей 1-х классов определяется с учетом
санитарных правил, предусматривающих проведение учебных занятий в сентябре-октябре
- по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут
каждый; в январе-мае - по 4 урока по 40 минут каждый, организацию в середине учебного
дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут, предоставление
дополнительных недельных каникул в середине третьей четверти при четвертном режиме
обучения, а также возможную организацию дополнительных каникул независимо от
четвертей (триместров) с учетом санитарных правил. Указанный режим обучения не
влияет на порядок определения учебной нагрузки учителей 1-х классов и оплату их труда.
3.Разделение рабочего дня на части
3.1.При составлении графиков работы педагогических и иных работников
перерывы в рабочем времени, составляющие в течение рабочего дня (смены) более двух
часов подряд, не связанные с их отдыхом и приемом пищи, не допускаются, за
исключением случаев, предусмотренных пунктом 3.3. Особенностей.
3.2.При составлении расписаний занятий организация обеспечивает непрерывную
последовательность проведения учебных занятий, не допуская перерывы, которые
рабочим временем не являются, в отличие от коротких перерывов (перемен,
динамической паузы), установленных для обучающихся, но относящихся к рабочему
времени педагогических работников.
3.3. Длительные перерывы между занятиями при составлении расписания
допускаются только по письменному заявлению работников, ведущих преподавательскую
работу.
3.4. В организации с круглосуточным пребыванием обучающихся, в которых
чередуется воспитательная и учебная деятельность в течение дня в пределах
установленной нормы часов, для воспитателей, осуществляющих педагогическую работу
в группах обучающихся школьного возраста, локальным нормативным актом
работодателя с учетом мнения Общего собрания работников устанавливается режим
рабочего дня с разделением его на части с разной ежедневной продолжительностью
рабочего времени в утренние часы до начала занятий у обучающихся и в часы после их
окончания с перерывом, составляющим два и более часа подряд, с соответствующей
компенсацией такого неудобного режима работы в порядке и размерах,
предусматриваемых коллективным договором. Время указанного перерыва в рабочее
время не включается.
3.5.Перерывы в работе, образующиеся в связи с выполнением воспитателями
педагогической работы сверх установленных норм, к режиму рабочего дня с разделением
его на части не относятся.
3.6. В целях экономии времени воспитателей, указанных в пункте 3.4.
Особенностей,
целесообразно
предусматривать
вместо
режима
ежедневной
продолжительности рабочего времени, с разделением его на части с перерывом более двух
часов подряд установление суммированного учета рабочего времени <5> воспитателей, с
тем чтобы общая продолжительность их рабочего времени в неделю (месяц, квартал) не
превышала среднемесячной нормы часов за учетный период.
4.Режим рабочего времени педагогических работников и иных работников в
каникулярное время
4.1. Периоды каникулярного времени, установленные для обучающихся
организации и не совпадающие для педагогических работников и иных работников с
установленными им соответственно ежегодными основными удлиненными и ежегодными
дополнительными оплачиваемыми отпусками (далее соответственно - каникулярное
время, отпуск), являются для них рабочим временем с оплатой труда в размере,
предусмотренном трудовым договором и локальными нормативными актами организации.
4.2. В каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических
работников, уточняется режим их рабочего времени. Педагогические работники в
каникулярное время выполняют педагогическую (в том числе методическую и
организационную) работу, связанную с реализацией образовательной программы, в
пределах установленного объема их учебной нагрузки (объема педагогической работы),
определенного им до начала каникулярного времени, а также времени, необходимого для
выполнения работ, предусмотренных пунктами 1.1. – 1.6. Особенностей (при условии, что
выполнение таких работ планируется в каникулярное время).
4.3. Режим рабочего времени педагогических работников, ведущих
преподавательскую работу, осуществляющих обучение детей на дому в соответствии с
медицинским заключением, в каникулярное время определяется с учетом количества
часов указанного обучения таких детей, установленного им до начала каникул.
4.4. Каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников,
используется также для их дополнительного профессионального образования в
установленном трудовым законодательством порядке.
4.5. Режим рабочего времени педагогических работников, принятых на работу в
период каникулярного времени обучающихся, определяется в зависимости от их
должности в пределах продолжительности рабочего времени или нормы часов
педагогической работы в неделю (в год), установленной за ставку заработной платы.
4.6. Режим рабочего времени руководителей образовательных организаций,
должности которых поименованы в разделе II номенклатуры должностей, в каникулярное
время, не совпадающее с их отпуском, определяется в пределах продолжительности
рабочего времени, установленной по занимаемой должности и оплатой труда в размере,
установленном им трудовым договором и локальными нормативными актами
организации.
4.7. Работники из числа учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала
организаций в период, не совпадающий с их отпуском, привлекаются для выполнения
организационных и хозяйственных работ, не требующих специальных знаний и
квалификации, и оплатой труда в размере, предусмотренном трудовым договором и
локальными нормативными актами организации.
4.8. Режим рабочего времени всех работников в каникулярное время регулируется
локальными нормативными актами организации и графиками работ с указанием их
характера и особенностей.
4.9.При составлении графика работы в каникулярное время работодатель с
письменного согласия педагогических работников для выполнения работы в пределах
установленного им объема учебной нагрузки (объема педагогической работы) в неделю
вправе вводить суммированный учет рабочего времени
.
5. Режим рабочего времени педагогических работников и иных работников в
периоды отмены (приостановки) для обучающихся занятий по санитарноэпидемиологическим, климатическим и другим основаниям
5.1. Периоды отмены (приостановки) занятий для обучающихся в отдельных
классах либо в целом по организации по санитарно-эпидемиологическим, климатическим
и другим основаниям являются рабочим временем педагогических и иных работников.
5.2. В периоды, указанные в пункте 5.1. Особенностей, педагогические работники и
иные работники привлекаются к выполнению работ в порядке и на условиях,
предусмотренных для режима рабочего времени работников организации в каникулярное
время.
6.Регулирование рабочего времени отдельных педагогических работников
6.1. Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей
недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка организации с учетом:
а) выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками
образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности
их рабочего времени;
б) подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе с участниками
образовательного процесса, обработки, анализа и обобщения полученных результатов
консультативной работы, заполнения отчетной документации. Выполнение указанной
работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в организации,
так и за ее пределами в порядке, установленном правилами внутреннего трудового
распорядка.