Рабочая программа по логике 5-7 классы

Министерство просвещения Российской Федерации
Департамент образования Ярославской области
Муниципальное образование Переславский городской округ
Утверждено
Директор Гимназии
___________С.А.Василенко
Приказ № 39
от « 30 » августа 2024 г.

Рабочая программа по учебному предмету
« Логика»
для 5-7 классов.

Учитель: Вертьянов С.Ю.

2024-2025 учебный год.

____________________________________________________________

Пояснительная записка.
Для развития познавательных способностей и творческой деятельности
учащихся, которые обучались в начальной школе по системе Занкова, а
также для расширения их математического кругозора, начиная с 5 класса
необходимо обучение школьников элементам логики.
Введение этого предмета дает возможность расширить и углубить у
учащихся умения наблюдать и сравнивать, находить общее в различном,
отличать главное от второстепенного, классифицировать, устанавливать
необходимые и достаточные условия, находить закономерность и делать
выводы, строить гипотезы и проверять их, развивать способности к
обобщениям, уметь использовать математическое знания в практических
работах, нестандартных математических ситуациях.
Выполнение

содержательно-логических

заданий,

решение

процессов:

внимания,

нестандартных задач будет способствовать:
 развитию

у

учащихся

мыслительных

воображения, восприятия, наблюдения, памяти, мышления;
 формированию специфических математических способов действий:
обобщения, классификации, моделирования и т.д.
 проявлению творческой инициативы, интуиции;
 формированию умений практически применять полученные знания как
в конкретной ситуации, так и в измененной.

1

____________________________________________________________

Элементы логики 5 – 6 классы.
Выражения, предикаты, высказывания и их преобразования. Азбука
рассуждений, истина, ложь. Понятия: следует; не следует; если; то; и; или.
Решение задач на разливание, развешивание, отыскание фальшивой монеты.
Графы. Решение задач с помощью графов. Круги Эйлера. Решение задач с
помощью кругов Эйлера. Знакомство с софизмом. Принцип Дирихле.
Логика – 7 класс.
Множества. Пересечения. Объединение. Высказывание. Следования,
эквивалентность, равносильность. Необходимые и достаточные условия.
Главные, существенные признаки предметов, объектов. Конструирование
понятий, определений. Круги Эйлера. Графы. Принцип Дирихле. Решение
задач

логического

характера.

Софизмы.

Элементы

комбинаторики,

вероятности событий.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Основы логики – 5 класс.
В соответствии с годовым календарным учебным графиком и расписанием
уроков МБОУ СОШ № 3 на 2017-2018 учебный год календарно-тематическое
планирование составлено на 34 часа.

№
п/п
1-2
3-4

Содержание
Выделение свойств предмета
Общие и отличительные
свойства предмета

Количество
часов
2

Дата проведения
5а
5б

2
2

____________________________________________________________

5-6
7-8

Существенные и
несущественные признаки
предмета
Родовые и видовые отношение
между понятиями
Классификация

9-10
11Азбука рассуждений
12
13«Следует», «не следует»
14
15Если …, то …
16
1718
Истинно или ложно
19- Решение задач на взвешивание и
22
переливание
23«и» и «или»
24
25Волшебные квадраты
26
27Вычерчивание фигур одним
28
росчерком
29Задачи с геометрическим
30
содержанием
31Решение логических задач
34

2
2
2
2
2
2
2
4
2
2
2
2
5

Основы логики – 6 класс.
В соответствии с годовым календарным учебным графиком и расписанием
уроков МБОУ СОШ № 3 на 2017-2018 учебный год календарно-тематическое
планирование составлено на 34 часа.

№
п/п

Содержание

Количество
часов

1-2
3-5
6-7
8-11

Главные, существенные признаки
Необходимо и достаточно
Составление таблиц истинности
Задачи с игровыми ситуациями

2
3
2
4

Дата
проведения
6а
6б

3

____________________________________________________________

1213
1416
1721
2224
2527
2830
3134

Эквивалентность, равносильность

2

Геометрические задачи на разрезание

3

Графы. Решение задач с помощью
графов

5

Вероятность события

3

Об истории возникновения и развития
комбинаторики

3

Знакомство с софизмом

3

Решение логических задач

4

Основы логики – 7 класс.
В соответствии с годовым календарным учебным графиком и расписанием
уроков МБОУ СОШ № 3 на 2017-2018 учебный год календарно-тематическое
планирование составлено на 34 часа.

№
п/п

Содержание

Повторение. Решение логических
задач.
2
Восстановление чисел.
3
Зашифрованные действия.
4-6 Пересечение и объединение множеств.
7-8 Круги Эйлера.
Решение задач с помощью кругов
9-10
Эйлера.
11 Знакомство с принципом Дирихле.
12- Применение принципа Дирихле в
14 задачах.
15Введение в комбинаторику.
16
17 Перестановки.
18 Размещения.
1

Количество
часов

Дата
проведения
7а
7б

1
1
1
3
2
2
1
3
2
1
1
4

____________________________________________________________

19
20
2123
2425
2627
2829
3034

Сочетания.
Треугольник Паскаля.

1
1

Решение комбинаторных задач.

3

№
п/п

Количество
часов
Повторение
3
- решение логических задач;
(1)
- восстановление чисел;
(1)
- зашифрованные действия.
(1)
Множества. Пересечение и объединение множеств
3
Круги Эйлера. Решение задач с помощью кругов Эйлера
4
Принцип «Дирихле»
4
Комбинаторные задачи:
6
- введение в комбинаторику;
(2)
- перестановки;
(1)
- размещения;
(1)
- сочетания;
(1)
- треугольник Паскаля.
(1)
Решение нестандартных задач:
10
- решение задач методом «с конца»;
(2)
- задачи, решаемые почти без вычислений;
(3)
- задачи, решаемые методом исключения с
(2)
применением таблиц;
(3)
- решение олимпиадных задач.
Решение задач логического характера
3
Резерв времени
1

1
2
3
4

5

6

7
8

Решение логических задач методом
обратного действия.
Решение логических задач с помощью
таблиц.

2
2

Решение задач методом исключения.

2

Решение логических задач.

5

Содержание

5

____________________________________________________________

Литература и учебники:

1. Агаханов Н.Х., Кузнецова Г.М. Школьные математические олимпиады.
М.:Просвещение, 2000.
2. Германович П.Ю. Сборник задач по математике на сообразительность.
М.: Дрофа, 2001.
3. Гусев Д.А. 200 занимательных логических задач. М.:Прометей, 2015.
4. Зак Л.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей
(развивающее обучение, практические задания).М.: Просвещение,
2015.
5. Зак Л.З. Как развивать логическое мышление? М.:Просвещение, 2007.
6. Копытов Н.А. Лучшие задачи для развития логики. Волгоград, изд-во
«Учитель», 2008.
7. Нострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7 – 9
классов. М.: Просвещение, 2010.
8. Пантыкина М.И. Сборник задач и упражнений по логике. Тольятти,
2002.
9. Челпанов В.Г. Учебник логики.М.:Научная Библиотека, 2010.
10. Шарыгин И.Ф., ШевкинА.В. Математика. Задачи на смекалку.М.:Дрофа, 2011.
11. Швардцбург С.И., Чесноков А.С. Внеклассная работа по математике в
4 – 5 классах. Волгоград, изд-во «Учитель», 2015.
12. Шиманская П.С., Шиманский В.И. Логические игры и задачи.
М.:Просвещение, 2014.

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».