МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент образования Ярославской области Муниципальное образование Переславский городской округ Частное общеобразовательное учреждение «Классическая Гимназия-пансион Свято-Алексиевской Пустыни памяти протоиерея Василия Лесняка» УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Василенко Светлана Андреевна Пр. №63 от «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Физическая культура» для обучающихся 4 классов на 2023-2024 учебный год Учитель Крюков П.П. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа начального общего образования по физической культуре составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрена решением ФУМО от 02.06.2020 г.). При создании программы учитывались потребности современного российского общества в воспитании здорового поколения, государственная политика с национальными целями увеличения продолжительности жизни граждан России и научная теория физической культуры, представляющая закономерности двигательной деятельности человека. Здоровье закладывается в детстве, и качественное образование в части физического воспитания, физической культуры детей дошкольного и начального возраста определяет образ жизни на многие годы. Основными составляющими в классификации физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания являются гимнастика, игры, туризм, спорт. По данной классификации физические упражнения делятся на четыре группы: гимнастические упражнения, характеризующиеся многообразием искусственно созданных движений и действий, эффективность которых оценивается избирательностью воздействия на строение и функции организма, а также правильностью, красотой и координационной сложностью всех движений; игровые упражнения, состоящие из естественных видов действий (бега, бросков и т.п.), которые выполняются в разнообразных вариантах в соответствии с изменяющейся игровой ситуацией и оцениваются по эффективности влияния на организм в целом и по конечному результату действия; туристические физические упражнения, включающие ходьбу, бег, прыжки, преодоление препятствий, ходьбу на лыжах, езду на велосипеде, греблю в естественных природных условиях, эффективность которых оценивается комплексным воздействием на организм и результативностью преодоления расстояния и препятствий на местности; спортивные упражнения объединяют ту группу действий, исполнение которых искусственно стандартизировано в соответствии с Единой всесоюзной спортивной классификацией и является предметом специализации для достижения максимальных спортивных результатов. Основные предметные результаты по учебному предмету «Физическая культура» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее — ФГОС НОО) должны обеспечивать умение использовать основные гимнастические упражнения для формирования и укрепления здоровья, физического развития, физического совершенствования, повышения физической и умственной работоспособности. В программе отведено особое место упражнениям основной гимнастики и играм с использованием гимнастических упражнений. Овладение жизненно важными навыками гимнастики позволяет решить задачу овладения жизненно важными навыками плавания. Программа включает упражнения для развития гибкости и координации, эффективность развития которых приходится на возрастной период начальной школы. Целенаправленные физические упражнения позволяют избирательно и значительно их развить. Программа обеспечивает «сформированность общих представлений о физической культуре и спорте, физической активности, физических качествах, жизненно важных прикладных умениях и навыках, основных физических упражнениях (гимнастических, игровых, туристических и спортивных)». Освоение программы обеспечивает выполнение обучающимися нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО и другие предметные результаты ФГОС НОО, а также позволяет решить воспитательные задачи, изложенные в примерной программе воспитания, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 года № 2/20). Согласно своему назначению примерная рабочая программа является ориентиром для составления рабочих программ образовательных учреждений: она даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся в рамках учебного предмета «Физическая культура»; устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает распределение его по классам и структурирование по разделам и темам курса, определяет количественные и качественные характеристики содержания; даёт примерное распределение учебных часов по тематическим разделам и рекомендуемую последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также требований к результатам обучения физической культуре на уровне целей изучения предмета и основных видов учебно-познавательной деятельности / учебных действий ученика по освоению учебного содержания. В программе нашли своё отражение: Поручение Президента Российской Федерации об обеспечении внесения в примерные основные образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования изменений, предусматривающих обязательное выполнение воспитанниками и учащимися упражнений основной гимнастики в целях их физического развития (с учётом ограничений, обусловленных состоянием здоровья); условия Концепции модернизации преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, научные и методологические подходы к изучению физической культуры в начальной школе. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью с использованием основных направлений физической культуры в классификации физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем: гимнастика, игры, туризм, спорт — и упражнений по преимущественной целевой направленности их использования с учётом сенситивных периодов развития учащихся начальной школы. В процессе овладения этой деятельностью формируется костно-мышечная система, укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются необходимые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. Учебный предмет «Физическая культура» обладает широкими возможностями в использовании форм, средств и методов обучения. Существенным компонентом содержания учебного предмета «Физическая культура» является физическое воспитание граждан России. Учебный предмет «Физическая культура» обогащает обучающихся системой знаний о сущности и общественном значении физической культуры и её влиянии на всестороннее развитие личности. Такие знания обеспечивают развитие гармоничной личности, мотивацию и способность обучающихся к различным видам деятельности, повышают их общую культуру. Программа основана на системе научных знаний о человеке, сущности физической культуры, общих закономерностях её функционирования и использования с целью всестороннего развития людей и направлена на формирование основ знаний в области физической культуры, культуры движений, воспитание устойчивых навыков выполнения основных двигательных действий, укрепление здоровья. В программе учтены приоритеты в обучении на уровне начального образования, изложенные в Концепции модернизации преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, которые нашли отражение в содержании программы в части получения знаний и умений выполнения базовых упражнений гимнастики для правильного формирования опорно-двигательного аппарата, развития гибкости, координации, моторики; получения эмоционального удовлетворения от выполнения физических упражнений в игровой деятельности. Программа обеспечивает создание условий для высокого качества преподавания учебного предмета «Физическая культура» на уровне начального общего образования; выполнение требований, определённых статьёй 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» «Охрана здоровья обучающихся», включая определение оптимальной учебной нагрузки, режима учебных занятий, создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся; способствует решению задач, определённых в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 г. и Межотраслевой программе развития школьного спорта до 2024 г., и направлена на достижение национальных целей развития Российской Федерации, а именно: а) сохранение населения, здоровье и благополучие людей; б) создание возможностей для самореализации и развития талантов. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В основе программы лежат представления об уникальности личности каждого учащегося начальной школы, индивидуальных возможностях каждого школьника и ученического сообщества в целом, профессиональных качествах учителей и управленческих команд системы образования, создающих условия для максимально полного обеспечения образовательных возможностей учащимся в рамках единого образовательного пространства Российской Федерации. Ценностные ориентиры содержания программы направлены на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. Обучение по программе позволяет формировать у обучающихся установку на формирование, сохранение и укрепление здоровья; освоить умения, навыки ведения здорового и безопасного образа жизни; выполнить нормы ГТО. Содержание программы направлено на эффективное развитие физических качеств и способностей обучающихся начальной школы; на воспитание личностных качеств, включающих в себя готовность и способность к саморазвитию, самооценке, рефлексии, анализу; формирует творческое нестандартное мышление, инициативность, целеустремлённость; воспитывает этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; учит взаимодействовать с окружающими людьми и работать в команде; проявлять лидерские качества. Содержание программы строится на принципах личностно-ориентированной, личностноразвивающей педагогики, которая определяет повышение внимания к культуре физического развития, ориентации физкультурно-спортивной деятельности на решение задач развития культуры движения, физическое воспитание. Важное значение в освоении программы уделено играм и игровым заданиям как простейшей форме физкультурно-спортивной деятельности. В программе используются сюжетные и импровизационнотворческие подвижные игры, рефлексивно-метафорические игры, игры на основе интеграции интеллектуального и двигательного компонентов. Игры повышают интерес к занятиям физической культурой, а также содействуют духовнонравственному воспитанию обучающихся. Для ознакомления с видами спорта в программе используются спортивные эстафеты, спортивные упражнения и спортивные игровые задания. Для ознакомления с туристическими спортивными упражнениями в программе используются туристические спортивные игры. Содержание программы обеспечивает достаточный объём практико-ориентированных знаний и умений. В соответствии с ФГОС НОО содержание программы учебного предмета «Физическая культура» состоит из следующих компонентов: — знания о физической культуре (информационный компонент деятельности); — способы физкультурной деятельности (операциональный компонент деятельности); — физическое совершенствование (мотивационно-процессуальный компонент деятельности), которое подразделяется на физкультурно-оздоровительную и спортивнооздоровительную деятельность. Концепция программы основана на следующих принципах: Принцип систематичности и последовательности. Принцип систематичности и последовательности предполагает регулярность занятий и систему чередования нагрузок с отдыхом, а также определённую последовательность занятий и взаимосвязь между различными сторонами их содержания. Учебный материал программы должен быть разделён на логически завершённые части, теоретическая база знаний подкрепляется практическими навыками. Особое внимание в программе уделяется повторяемости. Повторяются не только отдельные физические упражнения, но и последовательность их в занятиях. Также повторяется в определённых чертах и последовательность самих занятий на протяжении недельных, месячных и других циклов. Принцип систематичности и последовательности повышает эффективность динамики развития основных физических качеств младших школьников с учётом их сенситивного периода развития: гибкости, координации, быстроты. Принципы непрерывности и цикличности. Эти принципы выражают основные закономерности построения занятий в физическом воспитании. Они обеспечивает преемственность между занятиями, частоту и суммарную протяжённость их во времени. Кроме того, принцип непрерывности тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Принцип цикличности заключается в повторяющейся последовательности занятий, что обеспечивает повышение тренированности, улучшает физическую подготовленность обучающегося. Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания. Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, что способствует гармоничному формированию двигательных умений и навыков. Принцип наглядности. Наглядность обучения и воспитания предполагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятия образов, так и постоянную опору на свидетельства всех других органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный эффект от содержания программы. В процессе физического воспитания наглядность играет особенно важную роль, поскольку деятельность обучающихся носит в основном практический характер и имеет одной из своих специальных задач всестороннее развитие органов чувств. Принцип доступности и индивидуализации. Принцип доступности и индивидуализации означает требование оптимального соответствия задач, средств и методов физического воспитания возможностям обучающихся. При реализации принципа доступности учитывается готовность обучающихся к освоению материала, выполнению той или иной физической нагрузки и определяется мера доступности задания. Готовность к выполнению заданий зависит от уровня физического и интеллектуального развития, а также от их субъективной установки, выражающейся в преднамеренном, целеустремлённом и волевом поведении обучающихся. Принцип осознанности и активности. Принцип осознанности и активности предполагает осмысленное отношение обучающихся к выполнению физических упражнений, осознание и последовательность техники выполнения упражнений (комплексов упражнений), техники дыхания, дозированности объёма и интенсивности выполнения упражнений в соответствии с возможностями. Осознавая оздоровительное воздействие физических упражнений на организм, обучающиеся учатся самостоятельно и творчески решать двигательные задачи. Принцип динамичности. Принцип динамичности выражает общую тенденцию требований, предъявляемых к обучающимся в соответствии с программой, которая заключается в постановке и выполнении всё более трудных новых заданий, в постепенном нарастании объёма и интенсивности и связанных с ними нагрузок. Программой предусмотрено регулярное обновление заданий с общей тенденцией к росту физических нагрузок. Принцип вариативности. Принцип вариативности программы предполагает многообразие и гибкость используемых в программе форм, средств и методов обучения в зависимости от физического развития, индивидуальных особенностей и функциональных возможностей обучающихся, которые описаны в программе. Соблюдение этих принципов позволит обучающимся достичь наиболее эффективных результатов. Освоение программы предполагает соблюдение главных педагогических правил: от известного к неизвестному, от лёгкого к трудному, от простого к сложному. Планирование учебного материала рекомендуется в соответствии с постепенным освоением теоретических знаний, практических умений и навыков в учебной и самостоятельной физкультурной, оздоровительной деятельности. В основе программы лежит системно-деятельностный подход, целью которого является формирование у обучающихся полного представления о возможностях физической культуры. В содержании программы учитывается взаимосвязь изучаемых явлений и процессов, что позволит успешно достигнуть планируемых результатов — предметных, метапредметных и личностных. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» Цели изучения учебного предмета «Физическая культура» — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Цели и задачи программы обеспечивают результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Физическая культура» в соответствии с ФГОС НОО. К направлению первостепенной значимости при реализации образовательных функций учебного предмета «Физическая культура» традиционно относят формирование знаний основ физической культуры как науки области знаний о человеке, прикладных умениях и навыках, основанных на физических упражнениях для формирования и укрепления здоровья, физического развития и физического совершенствования, повышения физической и умственной работоспособности, и как одного из основных компонентов общей культуры человека. Используемые в образовательной деятельности технологии программы позволяют решать преемственно комплекс основных задач физической культуры на всех уровнях общего образования. В содержании программы учтены основные направления развития познавательной активности человека, включая знания о природе (медико-биологические основы деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности), знания об обществе (историко-социологические основы деятельности). Задача учебного предмета состоит в формировании системы физкультурных знаний, жизненно важных прикладных умений и навыков, основанных на физических упражнениях для укрепления здоровья (физического, социального и психологического), освоении упражнений основной гимнастики, плавания как жизненно важных навыков человека; овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (распорядок дня, утренняя гимнастика, гимнастические минутки, подвижные и общеразвивающие игры и т.д.); умении применять правила безопасности при выполнении физических упражнений и различных форм двигательной деятельности и как результат — физическое воспитание, формирование здоровья и здорового образа жизни. Наряду с этим программа обеспечивает: — единство образовательного пространства на территории Российской Федерации с целью реализации равных возможностей получения качественного начального общего образования; — преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего и основного общего образования; — возможности формирования индивидуального подхода и различного уровня сложности с учётом образовательных потребностей и способностей обучающихся (включая одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья); — государственные гарантии качества начального общего образования, личностного развития обучающихся; — овладение современными технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной жизни, освоение цифровых образовательных сред для проверки и приобретения знаний, расширения возможностей личного образовательного маршрута; — формирование у обучающихся знаний о месте физической культуры и спорта в национальной стратегии развития России, их исторической роли, вкладе спортсменов России в мировое спортивное наследие; — освоение обучающимися технологий командной работы на основе личного вклада каждого в решение общих задач, осознания личной ответственности, объективной оценки своих и командных возможностей. Приоритет индивидуального подхода в обучении позволяет обучающимся осваивать программу в соответствии с возможностями каждого. Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального образования по программе являются: — умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства физической культуры для достижения цели динамики личного физического развития и физического совершенствования; — умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей, проявлять лидерские качества в соревновательной деятельности, работоспособность в учебно-тренировочном процессе, взаимопомощь при изучении и выполнении физических упражнений; — умение доносить информацию в доступной, яркой, эмоциональной форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми, в том числе при передаче информации на заданную тему по общим сведениям теории физической культуры, методикам выполнения физических упражнений, правилам проведения общеразвивающих подвижных игр и игровых заданий; — умение работать над ошибками, в том числе при выполнении физических упражнений, слышать замечания и рекомендации педагога, концентрироваться при практическом выполнении заданий, ставить перед собой задачи гармоничного физического развития. Место учебного предмета «Физическая культура» в учебном плане Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Физическая культура» в 4 классе, составляет 102 часа. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Физическое воспитание и физическое совершенствование. Спорт и гимнастические виды спорта. Принципиальные различия спорта и физической культуры. Ознакомление с видами спорта (на выбор) и правилами проведения соревнований по виду спорта (на выбор). Освоение методов подбора упражнений для физического совершенствования и эффективного развития физических качеств по индивидуальной образовательной траектории, в том числе для утренней гимнастики, увеличения эффективности развития гибкости, координации. Самостоятельное проведение разминки по её видам. Освоение методов организации и проведения спортивных эстафет, игр и игровых заданий, принципы проведения эстафет при ролевом участии (капитан команды, участник, судья, организатор). Туристическая игровая и спортивная игровая деятельность. Обеспечение индивидуального и коллективного творчества по созданию эстафет, игровых заданий, флешмоба. Овладение техникой выполнения простейших форм борьбы. Игровые задания в рамках освоения упражнений единоборств и самообороны. Освоение навыков туристической деятельности, включая сбор базового снаряжения для туристического похода, составление маршрута на карте с использованием компаса. Освоение принципов определения максимально допустимой для себя нагрузки (амплитуды движения) при выполнении физического упражнения. Способы демонстрации результатов освоения программы. Спортивно-оздоровительнаядеятельность Овладение техникой выполнения комбинаций упражнений основной гимнастики с элементами акробатики и танцевальных шагов. Овладение техникой выполнения гимнастических упражнений для развития силы мышц рук (для удержания собственного веса). Овладение техникой выполнения гимнастических упражнений для сбалансированности веса и роста; эстетических движений. Овладение техникой выполнения гимнастических упражнений на укрепление мышц брюшного пресса, спины, мышц груди: «уголок» (усложнённый вариант), упражнение для рук; упражнение «волна» вперёд, назад; упражнение для укрепления мышц спины и увеличения эластичности мышц туловища. Освоение акробатических упражнений: мост из положения стоя и поднятие из моста; шпагаты: поперечный или продольный; стойка на руках; колесо. Овладение техникой выполнения гимнастической, строевой и туристической ходьбы и равномерного бега на 60 и 100 м. Освоение прыжков в длину и высоту с места толчком двумя ногами, в высоту с разбега (при наличии специального спортивного легкоатлетического оборудования). Овладение одним или более из спортивных стилей плавания на время и дистанцию (на выбор) при наличии материально-технического обеспечения). Освоение правил вида спорта (на выбор) и освоение физических упражнений для начальной подготовки по данному виду спорта в соответствии со стандартами спортивной подготовки. Демонстрация универсальных умений: выполнение бросков гимнастического мяча в заданную плоскость пространства одной рукой (попеременно), двумя руками; имитация падения в группировке с кувырками; перемещение на лыжах; бег (челночный), метание теннисного мяча в заданную цель; прыжки в высоту, в длину; плавание. Выполнение заданий в ролевых, туристических, спортивных играх. Освоение строевого шага и походного шага. Шеренги, перестроения и движение в шеренгах. Повороты на месте и в движении. Овладение техникой выполнения групповых гимнастических и спортивных упражнений. Демонстрация результатов освоения программы. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В соответствии с требованиями к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования ФГОС программа направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы начального общего образования достигаются в ходе обучения физической культуре в единстве учебной и воспитательной деятельности организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, саморазвития и социализации обучающихся. Личностные результаты освоения предмета «Физическая культура» в начальной школе отражают готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе. Патриотическое воспитание: — ценностное отношение к отечественному спортивному, культурному, историческому и научному наследию, понимание значения физической культуры в жизни современного общества, способность владеть достоверной информацией о спортивных достижениях сборных команд по видам спорта на международной спортивной арене, основных мировых и отечественных тенденциях развития физической культуры для блага человека, заинтересованность в научных знаниях о человеке. Гражданское воспитание: — представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, освоение и выполнение физических упражнений, создание учебных проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения. Ценности научного познания: — знание истории развития представлений о физическом развитии и воспитании человека в российской культурно-педагогической традиции; — познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по физической культуре, необходимых для формирования здоровья и здоровых привычек, физического развития и физического совершенствования; — познавательная и информационная культура, в том числе навыки самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; — интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем. Формирование культуры здоровья: — осознание ценности своего здоровья для себя, общества, государства; ответственное отношение к регулярным занятиям физической культурой, в том числе освоению гимнастических упражнений и плавания как важных жизнеобеспечивающих умений; установка на здоровый образ жизни, необходимость соблюдения правил безопасности при занятиях физической культурой и спортом. Экологическое воспитание: — экологически целесообразное отношение к природе, внимательное отношение к человеку, его потребностям в жизнеобеспечивающих двигательных действиях; ответственное отношение к собственному физическому и психическому здоровью, осознание ценности соблюдения правил безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; — экологическое мышление, умение руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения образовательной программы по физической культуре отражают овладение универсальными познавательными действиями. В составе метапредметных результатов выделяют такие значимые для формирования мировоззрения формы научного познания, как научный факт, гипотеза, теория, закон, понятие, проблема, идея, категория, которые используются в естественно-научных учебных предметах и позволяют на основе знаний из этих предметов формировать представление о целостной научной картине мира, и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), которые обеспечивают формирование готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности. Метапредметные результаты освоения образовательной программы по физической культуре отражают овладение универсальными учебными действиями, в том числе: 1) Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира: — ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в физической культуре (в пределах изученного), применять изученную терминологию в своих устных и письменных высказываниях; — выявлять признаки положительного влияния занятий физической культурой на работу организма, сохранение его здоровья и эмоционального благополучия; — моделировать правила безопасного поведения при освоении физических упражнений, плавании; — устанавливать связь между физическими упражнениями и их влиянием на развитие физических качеств; — классифицировать виды физических упражнений в соответствии с определённым классификационным признаком: по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания, по преимущественной целевой направленности их использования, преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств (способностей) человека; — приводить примеры и осуществлять демонстрацию гимнастических упражнений, навыков плавания, ходьбы на лыжах (при условии наличия снежного покрова), упражнений начальной подготовки по виду спорта (по выбору), туристических физических упражнений; — самостоятельно (или в совместной деятельности) составлять комбинацию упражнений для утренней гимнастики с индивидуальным дозированием физических упражнений; — формировать умение понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности, в том числе для целей эффективного развития физических качеств и способностей в соответствии с сенситивными периодами развития, способности конструктивно находить решение и действовать даже в ситуациях неуспеха; — овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; использовать знания и умения в области культуры движения, эстетического восприятия в учебной деятельности иных учебных предметов; — использовать информацию, полученную посредством наблюдений, просмотра видеоматериалов, иллюстраций, для эффективного физического развития, в том числе с использованием гимнастических, игровых, спортивных, туристических физических упражнений; — использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом), оценивать объективность информации и возможности её использования для решения конкретных учебных задач. 2) Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использовать правила общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельную организацию речевой деятельности в устной и письменной форме: — вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и дополнения; формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать; выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге; — описывать влияние физической культуры на здоровье и эмоциональное благополучие человека; — строить гипотезы о возможных отрицательных последствиях нарушения правил при выполнении физических движений, в играх и игровых заданиях, спортивных эстафетах; — организовывать (при содействии взрослого или самостоятельно) игры, спортивные эстафеты, выполнение физических упражнений в коллективе, включая обсуждение цели общей деятельности, распределение ролей, выполнение функциональных обязанностей, осуществление действий для достижения результата; — проявлять интерес к работе товарищей; в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания; оказывать при необходимости помощь; — продуктивно сотрудничать (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач выполнения физических упражнений, игровых заданий и игр на уроках, во внеурочной и внешкольной физкультурной деятельности; — конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. 3) Регулятивные универсальные учебные действия, отражающие способности обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка): — оценивать влияние занятий физической подготовкой на состояние своего организма (снятие утомляемости, улучшение настроения, уменьшение частоты простудных заболеваний); — контролировать состояние организма на уроках физической культуры и в самостоятельной повседневной физической деятельности по показателям частоты пульса и самочувствия; — предусматривать возникновение возможных ситуаций, опасных для здоровья и жизни; — проявлять волевую саморегуляцию при планировании и выполнении намеченных планов организации своей жизнедеятельности; проявлять стремление к успешной образовательной, в том числе физкультурно-спортивной, деятельности; анализировать свои ошибки; — осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты изучения учебного предмета «Физическая культура» отражают опыт учащихся в физкультурной деятельности. 1) Знания о физической культуре: — определять и кратко характеризовать физическую культуру, её роль в общей культуре человека; пересказыватьтексты по истории физической культуры, олимпизма; понимать и раскрывать связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью; — называть направления физической культуры в классификации физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания; — понимать и перечислять физические упражнения в классификации по преимущественной целевой направленности; — формулировать основные задачи физической культуры; объяснять отличия задач физической культуры от задач спорта; — характеризовать туристическую деятельность, её место в классификации физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания и отмечать роль туристической деятельности в ориентировании на местности и жизнеобеспечении в трудных ситуациях; — давать основные определения по организации строевых упражнений: строй, фланг, фронт, интервал, дистанция, направляющий, замыкающий, шеренга, колонна; — знать строевые команды; — знать и применять методику определения результатов развития физических качеств и способностей: гибкости, координационно-скоростных способностей; — определять ситуации, требующие применения правил предупреждения травматизма; — определять состав спортивной одежды в зависимости от погодных условий и условий занятий; — различать гимнастические упражнения по воздействию на развитие физических качеств (сила, быстрота, координация, гибкость). 2) Способы физкультурной деятельности: — составлять индивидуальный режим дня, вести дневник наблюдений за своим физическим развитием, в том числе оценивая своё состояние после закаливающих процедур; — измерять показатели развития физических качеств и способностей по методикам программы (гибкость, координационно-скоростные способности); — объяснять технику разученных гимнастических упражнений и специальных физических упражнений по виду спорта (по выбору); — общаться и взаимодействовать в игровой деятельности; — моделировать комплексы упражнений по заданной цели: на развитие гибкости, координации, быстроты, моторики, улучшение подвижности суставов, увеличение эластичности мышц, формирование стопы и осанки, развитие меткости и т.д.; — составлять, организовывать и проводить подвижные игры с элементами соревновательной деятельности. 3)Физическое совершенствование Физкультурно-оздоровительная деятельность: — осваивать универсальные умения по самостоятельному выполнению упражнений в оздоровительных формах занятий (гимнастические минутки, утренняя гимнастика, учебнотренировочный процесс); — моделировать физические нагрузки для развития основных физических качеств и способностей в зависимости от уровня физической подготовленности и эффективности динамики развития физических качеств и способностей; — осваивать универсальные умения по контролю за величиной физической нагрузки при выполнении упражнений на развитие физических качеств по частоте сердечных сокращений; — осваивать навыки по самостоятельному выполнению гимнастических упражнений при различных видах разминки: общей, партерной, разминки у опоры — в целях обеспечения нагрузки на группы мышц в различных положениях (в движении, лёжа, сидя, стоя); — принимать на себя ответственность за результаты эффективного развития собственных физических качеств. Спортивно-оздоровительная деятельность: — осваивать и показывать универсальные умения при выполнении организующих упражнений; — осваивать технику выполнения спортивных упражнений; — осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании специальных физических упражнений; — проявлять физические качества гибкости, координации и быстроты при выполнении специальных физических упражнений и упражнений основной гимнастики; — выявлять характерные ошибки при выполнении гимнастических упражнений и техники плавания; — различать, выполнять и озвучивать строевые команды; — осваивать универсальные умения по взаимодействию в группах при разучивании и выполнении физических упражнений; — осваивать и демонстрировать технику различных стилей плавания (на выбор), выполнять плавание на скорость; — описывать и демонстрировать правила соревновательной деятельности по виду спорта (на выбор); — соблюдать правила техники безопасности при занятиях физической культурой и спортом; — демонстрировать технику удержания гимнастических предметов (мяч, скакалка) при передаче, броске, ловле, вращении, перекатах; — демонстрировать технику выполнения равновесий, поворотов, прыжков толчком с одной ноги (попеременно), на месте и с разбега; — осваивать технику выполнения акробатических упражнений (кувырок, колесо, шпагат/полушпагат, мост из различных положений по выбору, стойка на руках); — осваивать технику танцевальных шагов, выполняемых индивидуально, парами, в группах; — моделировать комплексы упражнений общей гимнастики по видам разминки (общая, партерная, у опоры); — осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и проведении подвижных игр, игровых заданий, спортивных эстафет; — осваивать универсальные умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности; — осваивать технические действия из спортивных игр. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Наименование разделов и тем п/ программы п Количество часов Дата Виды деятельности изучен ия Виды, формы контрол я Электронные (цифровые) образовательные ресурсы все контрол практиче го ьные ские работы работы Раздел 1. Знания о физической культуре 1. Характеристика 3 1. физической культуры, ее роль в общей культуре человека. Спорт, задачи и результаты спортивной подготовки. Важные навыки жизнедеятельност и человека 0 1. Туристическая 2. деятельность. Разновидности туристической деятельности. Туристические упражнения и роль туристической деятельности в ориентировании 0 3 0 1 01.09. определять и кратко Устный характеризовать опрос; 03.09. физическую культуру, её роль в общей культуре человека; пересказывать тексты по истории физической культуры, олимпизма; понимать и раскрывать связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью; называть направления физической культуры в классификации физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания; понимать и перечислять физические упражнения в классификации по преимущественной целевой направленности; формулировать основные задачи физической культуры; объяснять отличия задач физической культуры от задач спорта; приводить примеры спортивной подготовки; http://school- 08.09. характеризовать 10.09. туристическую деятельность, её место в классификации физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания и отмечать роль туристической http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ Сайт "Я иду на урок физкультуры" http://spo.1september.ru/ urok/ cat_no=22924&lib_no=3 2922&tmpl=lib Устный опрос; Практиче ская работа; collection.edu.ru/catalog/ Сайт "Я иду на урок физкультуры" http://spo.1september.ru/ urok/ сеть творческих учителей/ деятельности в ориентировании на местности и жизнеобеспечении в трудных ситуациях; на местности и жизнеобеспечении в трудных ситуациях 1. Строевые 3. команды. Строевые упражнения. 3 Правила предупреждения травматизма на уроке «Физическая культура» Итого по разделу 1 1 15.09. давать основные Устный 17.09. определения по опрос; организации строевых Контроль упражнений; знать ная строевые команды и работа; демонстрировать Практиче освоенные строевые ская упражнения; знать работа; технику выполнения упражнения для тестирования результатов развития физических качеств и способностей: гибкости, координационноскорос тных способностей; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ Сайт "Я иду на урок физкультуры" http://spo.1september.ru/ urok/ "Здоровье детей" http://spo.1september.ru/ - газета "Спорт в школе" 9 Раздел 2. Способы физкультурной деятельности 2.1. Самостоятельные 3 1 1 22.09. находить 24.09. информацию по занятия теме; проявлять общеразвивающими и творческое здоровьеформирующими начало при физическими подготовке упражнениями демонстрации личных результатов обучения по программе; Письменный http://school-collection.edu.ru/catalog/ контроль; Сайт "Я иду на урок физкультуры" Устный опрос; http://spo.1september.ru/urok/ ы http://zdd.1september.ru/ - газета "Здоровье детей" http://spo.1september.ru/ - газета "Спорт в школе" http://festival.1september.ru/ - 3 0 1 29.09. составлять Устный опрос; 01.10. индивидуальный Практическая режим дня, вести работа; дневник наблюдений за своим физическим развития на основе развитием, в том исследований данных числе оценивая дневника наблюдений за своё состояние своим физическим после развитием закаливающих процедур; 2.2. Методы проектной деятельности для гармоничного физического, интеллектуального, эстетического 2.3. Показатели развития 3 0 1 06.10. измерять 08.10. показатели физических качеств и развития способностей и методики физических определения динамики качеств и их развития способностей по Сайт «ФизкультУра» http://www.fizkult-ura.ru/ http://www.itn.ru/communities.aspx? cat_no=22924&lib_no=32922&tmpl=lib сеть творческих учителей/сообщество учителей физ.культуры Практическая http://school-collection.edu.ru/catalog/ работа; Сайт "Я иду на урок физкультуры" Самооценка с http://spo.1september.ru/urok/ Сайт использованием «ФизкультУра» «Оценочного http://festival.1september.ru/ - методикам листа»; программы (гибкость, координационноскоростные способности); 2.4. Моделирование 3 1 0 13.10. моделировать Зачет; 15.10. комплексы комплексов упражнений упражнений по заданной цели: на развитие гибкости, координации, быстроты, моторики, улучшение подвижности суставов, увеличение эластичности мышц, формирование стопы и осанки, развитие меткости и т.д.; 2.5. Туристический поход, составление маршрута, ориентирование на местности http://school-collection.edu.ru/catalog/ Сайт "Я иду на урок физкультуры" http://spo.1september.ru/urok/ Сайт «ФизкультУра» http://www.fizkult-ura.ru/ Фестиваль пед.идей «Открытый урок» 3 0 2 20.10. составлять, Практическая организовывать и работа; 22.10 проводить подвижные игры с элементами соревновательной деятельности; собирать комплект базового снаряжения для похода на короткие дистанции; составлять маршрут похода на короткие дистанции, использовать карту и компас для определения места нахождения; Итого по разделу Фестиваль пед.идей «Открытый урок» 15 Раздел 3. Физкультурно-оздоровительная деятельность Сайт «ФизкультУра» http://www.fizkult-ura.ru/ "Спорт в школе" http://festival.1september.ru/ Фестиваль пед.идей «Открытый урок» 3. Овладение техникой 14 1 1. выполнения специальных комплексов упражнений основной гимнастики: — для укрепления отдельных мышечных групп; — учитывающих особенности режима работы мышц; 3 — для развития гибкости позвоночника, подвижности тазобедренных, коленных и голеностопных суставов, эластичности мышц ног и координационноскорост ных способностей 27.10. овладеть техникой Устный 02.12 выполнения комплексов опрос; упражнений для Зачет; укрепления отдельных мышечных групп (мышцы спины, мышцы ног, мышцы рук, мышцы живота); овладеть техникой выполнения комплексов упражнений, учитывающих особенности режима работы мышц (динамичные, статичные); овладеть техникой выполнения комплексов упражнений для развития гибкости позвоночника, подвижности тазобедренных, коленных и голеностопных суставов, эластичности мышц ног и координационноскоростных способностей; проявлять физические качества: гибкость, координацию, быстроту — и демонстрировать динамику их развития; овладеть универсальными умениями по самостоятельному выполнению упражнений в оздоровительных формах занятий; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ Сайт «ФизкультУра»http://ww w.fizkultura.ru/ http://www.itn.ru/communities.aspx? http://zdd.1september.ru/ газета "Здоровье детей" http://spo.1september.ru/ газета "Спорт в школе" овладеть техникой выполнения строевого, походного шага; овладеть универсальными умениями выполнения перемещений различными способами передвижений, включая: перекаты, повороты, прыжки, танцевальные шаги; 3. Универсальные умения 15 1 2. по самостоятельному выполнению упражнений в оздоровительных формах занятий и выполнения перемещений различ ными способами 5 07.12 14.01 овладеть универсальными умениями выполнения перемещений различными способами передвижений, включая: перекаты, повороты, прыжки, танцевальные Зачет; Практиче ская работа; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ Сайт "Я иду на урок физкультуры" http://spo.1september.ru/u rok/ Сайт «ФизкультУра» http://www.fizkult-ura.ru/ шаги; передвижений 3. Игры и игровые задания 10 0 3. 3 19.01. Проводить спортивные Практиче http://www.trainer.h1.ru/ 09.02. игры, в том числе с ская сайт учителя использованием работа; физ.культуры элементов единоборства http://zdd.1september.ru/ и элементов газета видов спорта и "Здоровье детей" участвовать в них; http://spo.1september.ru/ газета "Спорт в школе" Итого по разделу 39 Раздел 4. Спортивно-оздоровительная деятельность 4. Универсальные умения 5 1 1. выполнения физических упражнений при взаимодействии в группах 1 4. Универсальные умения 5 1 2. плавания спортивными стилями 2 10.02 овладеть 18.02. универсальными умениями при выполнении организующих упражнений для групп, в том числе при выполнении спортивных упражнений; овладеть универсальными умениями по взаимодействию в парах и группах при разучивании специальных физических упражнений; проявлять физические качества гибкости, координации и быстроты при выполнении специальных физических упражнений и упражнений основной гимнастики; моделировать комплексы упражнений общей гимнастики по видам разминки (общая, партерная, у опоры); Зачет; Практиче ская работа; Сайт «ФизкультУра» 23.02. овладеть техникой одним 03.03. (или несколькими) стилями плавания (на выбор); Зачет; Практиче ская работа; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ Сайт "Я иду на урок физкультуры" http://spo.1september.ru/u rok/ выполнять плавание на скорость (при наличии материально-технической базы); http://www.fizkult-ura.ru/ http://www.itn.ru/communities.aspx? cat_no=22924&lib_no=32 922&tmpl=lib сеть творческих учителей/сообщество учителей физ.культуры http://www.trainer.h1.ru/ сайт учителя физ.культуры Сайт «ФизкультУра»http://ww w.fizkultura.ru/ 4. Универсальные умения 6 0 3. удержания 1 гимнастических предметов (мяч, скакалка) при передаче, броске, ловле, вращении, перекатах 4. Универсальные умения 5 0 4. удержания равновесий, выполнения прыжков, поворотов, танцевальных шагов индивидуально 4 и в группах, выполнения акробатических упражнений 4. Организация и 6 1 5. проведение подвижных игр, игровых заданий, спортивных эстафет. Организация участия в соревновательной деятельности, контрольно-тестовых упражнениях, сдаче нормативов ГТО 4. Игры и игровые 6. задания, спортивные эстафеты, воспитательная, эстетическая их составляющие: — воспитание патриотизма, любви к природе, интереса к окружающему миру, ответственности, формирование воли, выдержки, взаимопощи, решительности, 6 4 08.03. соблюдать правила 17.03. техники безопасности при занятиях физической культурой и спортом; овладеть универсальным умением удержания гимнастических предметов (мяч, скакалка) при передаче, броске, ловле, вращении, перекатах; Устный опрос; Практиче ская работа; 18.03 демонстрировать технику 13.04. выполнения равновесий, поворотов, прыжков толчком с одной ноги (попеременно), на месте и с разбега; осваивать технику выполнения акробатических упражнений (кувырок, колесо, шпагат/полушпагат, мост из различных положений по выбору, стойка на руках); осваивать и демонстрировать технику танцевальных шагов, выполняемых индивидуально, парами, в группах; Зачет; Практиче ская работа; 14.04 27.04 0 2 участвовать в соревновательной деятельности внутришкольных этапов различных соревнований, фестивалей, конкурсов, мастер-классов, открытых уроков с использованием полученных навыков и умений, в контрольнотестовых упражнениях, сдаче нормативов ГТО; 28.04. демонстрировать игры, 11.05. спортивные эстафеты и выполнять игровые задания; http://spo.1september.ru/ газета"Спорт в школе" Сайт «ФизкультУра» http://www.fizkult-ura.ru/ http://www.itn.ru/communities.aspx? cat_no=22924&lib_no=32 922&tmpl=lib сеть творческих учителей/ http://zdd.1september.ru/ газета "Здоровье детей" http://spo.1september.ru/ газета "Спорт в школе" Контроль http://schoolная collection.edu.ru/catalog/ работа; "Спорт в школе" Зачет; http://festival.1september. Практиче ru/ ская Фестиваль пед.идей работа; Тестиров «Открытый урок» ание; Письменн ый контроль; Практичес кая работа; принимать на себя Самооценк ответственность за команду и распределять а с ролевое участие членов использова нием команды; соблюдать правила игр и правила «Оценочно безопасного поведения го листа»; во время игр; уметь описывать правила игр и http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ Сайт "Я иду на урок физкультуры" http://spo.1september.ru/u rok/ Сайт «ФизкультУра» http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ Сайт «ФизкультУра»http://ww w.fizkultura.ru/ http://www.itn.ru/communities.aspx? "Здоровье детей" http://spo.1september.ru/ газета "Спорт в школе" http://festival.1september. спортивных эстафет; проявлять положительные качества личности (волю, смелость, честность, выдержку, решительность); соблюдать этические нормы поведения; проявлять коммуникативные качества; демонстрировать взаимопомощь и уважительное отношение к соперникам; смекалки, командной работы и т. д.; — воспитание культуры движения, понимание эстетической привлекательности, музыкальности, творчества и т.д. ru/ Фестиваль пед.идей «Открытый урок» проявлять фантазию и инициативу в игровой деятельности; выполнять в ритм / на счёт, на музыкальный такт упражнения, танцевальные движения; 4. Подготовка к 7. демонстрации полученных результатов 6 2 2 12.05. демонстрировать и 25.05. выполнять контрольнотестовые упражнения для определения динамики развития гибкости, координации; демонстрировать тестовые упражнения ГТО II ступени; демонстрировать универсальные умения подготовки и демонстрации показательного выступления; Итого по разделу 39 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО 102 10 ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 Контрольн http://schoolая работа; collection.edu.ru/catalog/ Зачет; Фестиваль пед.идей Практичес «Открытый урок» кая работа; Тестирова ние; ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество часов Дата Виды, формы изучения контроля всего контрольные практические работы работы 1. Правила предупреждения травм на уроках 1 физической культуры 0 0 Устный опрос; 2. Физическая 1 культура у древних народов 0 0 Устный опрос; Бег с ускорением 3. на короткую 1 дистанцию 0 0 Практическая работа; 4. Бег с ускорением 1 на короткую дистанцию 0 1 Практическая работа; 5. Бег с ускорением 1 на короткую дистанцию 0 1 Практическая работа; 6. 1 Беговые упражнения с координационной сложностью 1 0 1 Беговые упражнения с координационной сложностью 0 7. 8. Измерение пульса на занятиях Контрольная работа; 1 Практическая работа; 1 0 0 Устный опрос; 1 1 0 Практическая работа 1 0 1 Практическая работа; Прыжок в длину 1 с разбега 0 0 9. Прыжок в длину с разбега 10. Прыжок в длину с разбега 11. Практическая работа; 12. Челночный бег Практическая работа; 1 0 1 1 0 0 Практическая работа; 1 0 0 Практическая работа; 15. Составление 1 индивидуального графика занятий по развитию физических качест 0 1 16. Броски набивного мяча 1 0 1 Броски набивного мяча 1 0 0 Практическая работа; 18. Виды физических 1 упражнений 0 1 Практическая работа; 13. 14. 17. 19. Челночный бег Челночный бег Практическая работа; Предупреждение 1 травм на занятиях гимнастикой Правила поведения на уроках гимнастики и акробатик 20. Закаливание организма под душем Дыхательная и 21. зрительная гимнастика 1 1 Практическая работа; 0 Практическая работа; 0 1 Практическая работа; 1 0 0 Устный опрос; Строевые команды и 1 упражнения 1 0 Тестирование; 23. Строевые команды и 1 упражнения 0 1 Практическая работа; 24. Передвижения и лазанье по 0 0 Практическая работа; 22. 1 гимнастической скамейке 25. Передвижения, лазанье по гимнастической стенке 1 26. Передвижения, лазанье по гимнастической стенке 1 0 0 Практическая работа; 0 1 Практическая работа; Прыжки через скакалку 1 1 0 Зачет; 28. Прыжки через скакалку 1 0 1 Практическая работа; Ритмическая гимнастика 1 0 0 Устный опрос; 30. Ритмическая гимнастика 1 0 1 Практическая работа; 31. Игра футбол 1 0 0 Практическая работа; 32. Игра футбол 1 0 0 Практическая работа; 33. Народные игры 1 0 1 Практическая работа; 34. Народные игры 1 0 0 Практическая работа; 35. Подвижные игры с элементами спортивных игр: парашютисты, стрелки 1 0 1 27. 29. Практическая работа; Подвижные игры с элементами 36. спортивных игр: парашютисты, стрелки 1 0 0 Практическая работа; 37. Спортивная игра баскетбол 1 0 1 Практическая работа; Спортивная игра баскетбол 1 0 0 Устный опрос; 38. Ведение баскетбольного 39. мяча. Ловля и 1 передача мяча двумя руками 0 0 Устный опрос; Ведение баскетбольного 40. мяча. Ловля и 1 передача мяча двумя руками 0 0 Устный опрос; 41. Подвижные игры с приемами баскетбола Подвижные игры с 42. приемами баскетбола 43. Спортивная игра волейбол, пионербол Спортивная 44. игра волейбол, пионербол 45. Спортивная игра волейбол 1 0 1 Практическая работа; 1 0 0 Устный опрос; 1 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 1 0 0 Устный опрос; 1 0 1 Практическая работа; Спортивная 46. игра волейбол 1 0 0 Устный опрос; Прямая 47. нижняя подача, 1 0 0 Устный опрос; 1 0 1 48. Прямая нижняя подача, 49. Спортивная игра футбол Практическая работа; 1 0 0 Устный опрос; 50. Спортивная игра футбол 1 0 0 51. Подвижные игры с приемами футбола 1 0 1 Подвижные игры с 52. приемами футбола Практическая работа; Практическая работа; 1 0 0 Устный опрос; Сохранение и укрепление 53. здоровья 1 через ВФСК ГТО 0 0 Устный опрос; 0 1 54. Сохранение и 1 укрепление здоровья через ВФСК ГТО 55. Бег на 30м. Эстафеты Практическая работа; 1 0 0 56. Бег на 1000м 1 0 0 57. Кросс на 2 км 1 0 0 58. Сгибание и 1 разгибание рук в упоре лежа на полу. 0 1 Подтягивание из виса лежа 59. на низкой 1 перекладине 90см Практическая работа; Практическая работа; Тестирование Практическая работа; 0 60. Наклон вперед из 1 положения стоя на гимнастической скамье. Практическая работа; 0 0 0 Практическая работа; Прыжок в длину с места толчком 61. 1 двумя ногами. Эстафеты 0 0 Практическая работа; Поднимание туловища из 62. 1 положения лежа на спине. 0 0 Практическая работа; Метание теннисного мяча, и 63. 1 метание мяча весом 150г. 0 0 Практическая работа; Метание теннисного мяча, и 64. 1 метание мяча весом 150г. 0 0 Тестирование 65. Челночный бег 3*10м. 1 0 1 Практическая работа; 66. Народные игры 1 0 0 Устный опрос; 67. Народные игры 1 0 0 Практическая работа; 68. Метание малого мяча на дальность 1 0 1 Практическая работа; Упражнения в 69. прыжках в высоту с 1 разбега 0 0 Практическая работа; 0 0 70. Упражнения в 1 прыжках в высоту с разбега Практическая работа; Прыжок в высоту с 71. разбега способом 1 перешагивания 0 0 Практическая работа; Прыжок в высоту с 72. разбега способом 1 перешагивания 0 0 Практическая работа; Из истории развития 73. 1 физической культуры в России 0 0 Устный опрос; 74. Правила поведения 1 на уроках гимнастики и акробатики 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Акробатическая комбинация 1 0 0 Устный опрос; 76. Акробатическая комбинация 1 0 1 Практическая работа; 77. Упражнения для профилактики нарушения осанки и снижения массы тела 1 0 0 75. 78. акаливание организма Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 1 0 0 79. Поводящие 1 упражнения для обучения опорному прыжку 1 0 Устный опрос; Письменный контроль; Поводящие упражнения для 80. обучения 1 опорному прыжку 0 0 Устный опрос; Опорной прыжок через гимнастического 81. 1 козла с разбега способом напрыгивания 0 0 Устный опрос; 0 1 82. Опорной 1 прыжок через гимнастического козла с разбега способом напрыгивания Практическая работа; Обучение 83. опорному прыжку 1 0 0 Устный опрос; 84. Обучение опорному 1 0 0 Устный опрос; прыжку Влияние занятий физической 85. подготовкой на работу систем организма 1 0 0 Устный опрос; Упражнения на 86. гимнастической 1 перекладине 0 0 Практическая работа; Упражнения на 87. гимнастической 1 перекладине 1 0 Зачет; Висы и упоры на низкой 88. 1 гимнастической перекладине 0 0 Практическая работа; 89. Подвижные игры 1 0 1 Практическая работа; Подвижные игры 1 0 0 Практическая работа; 91. Предупреждение 1 травматизма на занятиях подвижными играми 0 0 92. Разучивание 1 подвижной игры «Запрещенное движение» 0 93. Из истории развития национальных видов спорта 1 90. 1 Устный опрос 0 Практическая работа; 0 Письменный контроль; 94. Разучивание 1 подвижной игры «Подвижная цель» 0 1 95. Разучивание 1 подвижной игры «Подвижная 0 1 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Практическая работа; цель» 96. Разучивание 1 подвижной игры «Эстафета с ведением футбольного мяча» 0 97. Разучивание 1 подвижной игры «Эстафета с ведением футбольного мяча» 1 98. Разучивание 1 подвижной игры «Паровая машина» 0 Разучивание подвижной игры 99. 1 «Паровая машина» 100. Разучивание 1 подвижной игры «Гонка лодок» 1 Практическая работа;; 0 Контрольная работа; 1 Практическая работа; 0 1 1 0 Практическая работа; Практическая работа; Разучивание подвижной 101. игры «Гонка лодок» 1 0 1 Зачет; Упражнения 102. из игры волейбол 1 0 1 Зачет; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО 102 10 34 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Физическая культура, 1-4 класс/Лях В.И., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» ; Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Рабочие программы. Физическая культура. Предметная линия учебников В. И. Ляха – М.: Просвещение, 2011 г.; Физическая культура: учебн. Для учащихся 1-4 кл. нач. шк./ В.И.Лях. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 190 с. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://school-collection.edu.ru/catalog/ Сайт "Я иду на урок физкультуры" http://spo.1september.ru/urok/ Сайт «ФизкультУра» http://www.fizkult-ura.ru/ http://www.it-n.ru/communities.aspx? cat_no=22924&lib_no=32922&tmpl=lib сеть творческих учителей/сообщество учителей физ.культуры http://www.trainer.h1.ru/ - сайт учителя физ.культуры http://zdd.1september.ru/ - газета "Здоровье детей" http://spo.1september.ru/ - газета "Спорт в школе" http://festival.1september.ru/ Фестиваль пед.идей «Открытый урок» МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Стенка гимнастическая. Скамейка гимнастическая жёсткая Комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты). Мячи: набивной 1и 2 кг, мяч малый (теннисный), мяч малый (мягкий), мячи баскетбольные, волейбольные, футбольные. Скакалка детская. Мат гимнастический. Кегли. Обруч пластиковый детский. Сетка волейбольная. Гимнастический козел. Лыжи. Лыжные палки. Лыжные ботинки.