Министерство просвещения Российской Федерации ЧОУ «Классическая Гимназия-пансион Свято-Алексиевской Пустыни памяти протоиерея Василия Лесняка» Утверждаю: Директор Гимназии___________ Василенко .А. Приказ №63 от 31.08.2023 г. Рабочая программа Учебного курса «Чистописание с элементами каллиграфии» Класс 1 - 4 Программу составили учителя начальных классов: Барышева Е.В. Жукова Н.Г. Мамьянова М.А. село Новоалексеевка 2023 год 1 СОДЕРЖАНИЕ 1. Планируемые результаты освоения курса .........3 2. Содержание курса ………………………………...6 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы…………………………………………............................9 Планируемые результаты освоения курса Личностные результаты: 2 формирование чувства гордости за свою Родину; формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы; уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы; интереса к языковой и речевой деятельности; представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа; формирование уважительного отношения к иному мнению; овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности; понимания нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентации в поведении на принятые моральные нормы; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.); развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; Метапредметные результаты: У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку; выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. 3 У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания; 4 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий: устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку; сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способами решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях; овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; 5 овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его; принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками); использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач; владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции; МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Чистописание с элементами каллиграфии» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Общее число часов, отведённых на изучение курса – 135ч. (по 1 часу в неделю в каждом классе): в 1 классе – 33 ч, во 2–4 классах – по 34 ч. Содержание курса внеурочной деятельности 6 1 класс Введение (2 ч) Понятие «каллиграфия». История возникновения и развития письменности. Гигиенические требования и нормы письма. Упражнения для осанки. Развитие мелкой моторики рук (2 ч) Упражнения для развития свободных движений руки. Штриховка геометрических фигур. Упражнение для работы над высотой букв ( 4 ч) Упражнения для работы над высотой букв. Штриховка. Написание заглавных букв с использованием модульной сети. Буквица. Вензель (применение каллиграфии в вышивке и искусстве). Упражнения для работы над формой отдельных букв (7 ч) Письмо с проговариванием. Упражнения для работы над формой отдельных букв. Прием работы с калькой. Упражнения для работы над формой отдельных букв. Письмо букв с нижним элементом: з, р, у, д. Упражнения для работы над формой отдельных букв. Последовательность написания букв Ф, ф. Упражнения для работы над формой отдельных букв. Варианты написания элемента буквы «ы». Упражнения для работы над формой отдельных букв. Заглавные буквы Г, П, Т, Р. Упражнения для работы над формой отдельных букв. Особенности написания элемента «шапочка». Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв (9 ч) Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: и, л. Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: ш, м. Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: о, ю. Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: л, я. Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: х, ж. Безотрывное написание Х,Ж. Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: ч, у. Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: в, з. Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: з, е. Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: с, э. Упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв (6 ч) Упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв. Выполнение заданий по образцу. Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание слогов: нижнее соединение. Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание слогов: нижнее соединение. Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание слогов: верхнее соединение. Рациональные способы соединений в словах. Упражнения для работы над соединением букв. Практические и творческие работы (2 ч) Написание текстов поздравления, приглашения на открытке. Написание текста объявления, визитной карточки ученика. 2 класс Элементы букв. (17 ч) Что такое каллиграфия? Большие и малые прямые наклонные линии. Прямая линия с закруглением внизу. Прямая наклонная линия с закруглением вверху. Малая и большая прямые наклонные линии с закруглениями вверху и внизу. Большой и маленький овалы Большие и малые полуовалы. Линия с петлей вверху и внизу. Малая и большая пламевидные прямые. Петля на линии строки. Написание схожих групп букв (17 ч) 7 Группа букв: и, ш, И, Ш, п, р, т, г. Группа букв: л, м, Л, М, я, Я. Группа букв: у, ц, щ, Ц, Щ, Ч, ч. Группа букв с, С, е, о, О, а, д, б. Группа букв: ь, ъ, ы, в. Группа букв: Н, Ю, н, ю, к, К. Группа букв: В, З, з, э, Э, ж, Ж, х, Х, ф. Группа букв: Ф, Г, У, Т, П, Б, Р, Д. Работа по устранению графических недочетов. Конкурс по чистописанию. 3 класс: История письменности на Руси (11 ч) Привет Анфиму. Берестяная грамота и точило. Письмо на бересте. Пергамент и тростниковая палочка. Как писали гусиными перьями. Заточка и письмо. Металлические перья. Как появилась письменность на Руси. Кирилл и Мефодий. Русская вязь. Где мы с ней встречаемся. Рукописные книги Древней Руси. Древнерусский шрифт — устав. Буквица заглавная. Розетка как элемент оформления древнерусских книг. Написание художественных соединений (23ч) Написание художественных соединений ол, ом, оя, об, од, оф. Написание художественных соединений ок, он, оп, ог, ож, оз, ос. Написание художественных соединений ое, ой, оц, ош, ощ. Написание художественных соединений аг, аж, аз, аб, ад, ав, ае. Написание художественных соединений ие, ий, иц, ищ. Безотрывное написание художественных соединений ел, ем, ег, еж, ез. Рациональные способы соединений в словах. Написание художественных соединений яб, яр, яв, ят. Письмо трудных художественных соединений юз, юг, юж, ют, юн. Безотрывное написание художественных соединений ль, мь, ья, ье. Написание художественных соединений Оо, Сс, Ээ. Творческая работа. 4 класс: Повторение (13 ч) Алфавит. Свой вариант шрифта. Повторение соединений букв. Повторение художественного соединения букв. Оформление заглавной буквы. Узоры в письме (5 ч) Свои узоры при оформлении заглавной буквы. Безотрывное написание различных соединений. Шрифты (12 ч) Шрифты. Создание своего шрифта. Запись фразы выбранным шрифтом. Запись фразы выбранным шрифтом пером. Урок-конкурс «Пишу пером». Тренировка в использовании различных видов шрифта. Творческий проект (4 ч) Творческий проект «Пишу красиво». Защита творческого проекта. 8 2 класс ( 34 ч) № занятия Колво часов дата 1 2-3 Элементы букв. (17 ч) Что такое каллиграфия? Большие и малые прямые наклонные линии 1 2 4-5 Прямая линия с закруглением внизу 2 6-7 Прямая наклонная линия с закруглением вверху 2 8-9 2 10-11 Малая и большая прямые наклонные линии с закруглениями вверху и внизу Большой и маленький овалы 6.09 13.09; 20.09 4.10 11.10 18.10 25.10 1.11 8.11 15.10 22.11 12-13 Большие и малые полуовалы 2 14-15 16 17 1 1 1 18-19 Линия с петлей вверху и внизу Малая и большая пламевидные прямые Петля на линии строки. Написание схожих групп букв ( 16 ч) Группа букв: и, ш, И,Ш,п,р,т,г 20-21 Группа букв: л,м,Л,М,я,Я 2 22-23 Группа букв:у,ц,щ,Ц,Щ,Ч,ч 2 24-25 Группа букв с,С,е,о,О,а,.д,б 2 26-27 Группа букв: ь,ъ,ы,в 2 28-29 Группа букв: Н,Ю,н,ю,к,К 2 30-31 Группа букв: В,З,з,э,Э,ж,Ж,х,Х,ф 2 32-33 Группа букв:Ф,Г,У,Т,П,Б,Р,Д 2 Работа по устранению графических недочетов. Конкурс по чистописанию Итого 1 34 Наименование темы 9 2 2 34 29.11 13.12 20.12 27.12 3.01 24.01 31.01 7.02 14.02 21.02 28.02 6.03 13.03 20.03 27.03 3.04 10.04 17.04 24.04 1.05 15.05 3 класс ( 34 ч) № занятия Наименование темы Колво часов 12-13 История письменности на Руси (11 ч) Привет Анфиму. Берестяная грамота и точило. Письмо на бересте. Пергамент и тростниковая палочка. Как писали гусиными перьями. Заточка и письмо Металлические перья. Как появилась письменность на Руси. Кирилл и Мефодий. Русская вязь. Где мы с ней встречаемся. Рукописные книги Древней Руси. Древнерусский шрифт — устав. Буквица заглавная. Розетка как элемент оформления древнерусских книг. Написание художественных соединений (23ч) Написание художественных соединений ол,ом,оя,об,од,оф 14-15 Написание художественных соединений ок,он,оп,ог,ож,оз,ос 2 16-17 Написание художественных соединений ое,ой,оц,ош,ощ 2 18-19 Написание художественных соединений аг,аж,аз,аб,ад,ав,ае 2 20-21 Написание художественных соединений ие,ий,иц,ищ 2 22-23 2 24-25 Безотрывное написание художественных соединений ел,ем,ег,еж,ез Рациональные способы соединений в словах 26-27 Написание художественных соединений яб,яр,яв,ят 2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 10 1 05.09 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12.09 19.09 26.09 03.10 10.10 17.10 24.10 31.10 07.11 14.11 2 21.11 28.11 05.12 12.12 19.12 26.12 02.01 23.01 30.01 06.02 13.02 20.02 27.02 05.03 12.03 2 28-29 Письмо трудных художественных соединений юз,юг,юж,ют,юн 2 30-31 Безотрывное написание художественных соединений ль,мь,ья,ье Написание художественных соединений Оо,Сс,Ээ 2 32-33 34 Творческая работа. Итого 1 34 4 класс ( 34 ч) № занятия 1-2 3-6 7-10 11-13 14-15 16-18 19-21 22-23 24-25 26 27-30 31-33 34 Наименование темы Повторение ( 13 ч) Алфавит. Свой вариант шрифта Повторение соединений букв Повторение художественного соединения букв Оформление заглавной буквы Узоры в письме (5 ч) Свои узоры при оформлении заглавной буквы Безотрывное написание различных соединений Шрифты (12 ч) Шрифты. Создание своего шрифта Запись фразы выбранным шрифтом Запись фразы выбранным шрифтом пером Урок-конкурс «Пишу пером» Тренировка в использовании различных видов шрифта Творческий проект ( 4 ч) Творческий проект «Пишу красиво» Защита творческого проекта Итого 11 Кол-во часов 2 4 4 3 2 3 3 2 2 1 4 3 1 34 19.03 26.03 02.04 09.04 16.04 23.04 30.04 15.05 12