православный стандарт 1-4 кл

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по «Основам православной веры» для старшей школы завершает
обучение в средней школе. Поэтому, с одной стороны, она опирается на те знания,
которые были заложены в начальной и основной школе, с другой стороны,
подводит итоги обучения и выводит обучающихся на качественно новый уровень
осознания вероучительного знания и приобретенного духовного опыта.
Ещѐ не прошел пубертатный период, но уже позади его «ершистая» и
революционная часть. Современные подростки особенно в 10 и 11 классах
начинают, в своем большинстве, строить планы на свое «взрослое» будущее,
выбирают направление деятельности и образования, которое желают получить
после школы. Они активнее и громогласнее заявляют о своих правах, требуют
уважения их мнения и мировоззрения и желают более активно и полновесно
участвовать в жизни общества и прихода, в котором окормляются. И, если в этот
период не дать им возможности реализовывать свои благие намерения, не найти
для их колоссальной энергии применения внутри Церкви, то будет упущен очень
важный и

даже

невосполнимый

ресурс, который

молодые

люди

будут

выплескивать в других, не всегда созидательных сферах жизни.
В тоже время очень много молодых людей в этом возрасте не найдя
понимания со стороны взрослых, а главное, внутри своей возрастной группы,
замыкаются в себе, увлекаются различными религиозными и оккультными
направлениями, начинают искать ответы на свои проблемы в их учениях и культах.
Задача школы, семьи и приходов не пропустить молодых людей в этом
возрасте, правильно их сориентировать, дать им возможность действовать,
ощущать свою востребованность и даже необходимость в Церкви, естественно, под
чутким руководством и духовным окормлением пастыря и старших наставников.
В старшей школе важно обратить внимание на сохранение веры молодого
человека, не дать повода для умаления значимости религиозной жизни, уберечь от
опасности попадания в различные псевдорелигиозные секты, деструктивные
политические объединения, минимизировать влияние различных субкультур на
мировоззрение и жизненные ориентиры.
Согласно

новой

концепции

развития

социальной,

катехизаторской

деятельности и молодежной работы на приходах, утвержденной на Архиерейском
2

соборе 2-4 февраля 2011 г., необходимо уделять особое внимание привлечению
молодежи к этой работе. Исходя из этого, компонент православного образования в
православных гимназиях на этой ступени обучения должен обеспечивать
обучающихся необходимыми знаниями и практическими навыками, которые
помогут молодым людям, войти и активно работать в приходских и епархиальных
объединениях по указанным направлениям. Некоторую основу для этого
обучающиеся уже приобрели в основной школе. Духовно-образовательная основа,
полученная обучающимися в начальной и основной школе, должна стать главным
фундаментом, на котором в старшей школе укрепляется вера.
Цели курса:
Глубокое осознание жизни во Христе, Его смирения, ига Христова, пути
спасения как крестоношения.
Утверждение в духовной жизни. Формирование твердых нравственных устоев
и взглядов на жизнь в современном мире и обществе.
Готовность и желание к работе на приходах в сфере социального,
молодежного или катехизаторского служения.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих
задач:
Практических:


утвердиться в любви к Богу и преданности православной вере;



формировать высоко духовного и нравственно целостного чада

Церкви и гражданского общества;


формировать чувство духовного самосохранения и неприятия

лжеучений;


научить различать лжеучения и аргументировано отстаивать свою

религиозную позицию;


формировать умения применять полученные в ходе изучения

предмета знания. Способность рассказать о своей вере, следуя словам апостола
Петра:

«[будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем

уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» 1 Пет.3:15].
3

Познавательных:


развивать

способности

и

стремления

к

самопознанию,

систематической работе над собой, выражаясь словами Свт. Василия Великого, «внимать себе»;


развивать стремление и способность самостоятельно анализировать

исторические и политические события и их последствия в контексте православного
мировоззрения;


развивать интерес, потребность и способности к дальнейшему

самостоятельному изучению и осмыслению православного вероучения.
Коммуникативных:


формировать стремления реализовывать христианские заповеди в

собственной жизни, в общении с ближними;


развивать и укреплять такие качества православного христианина,

как человеколюбие, сострадание, способность идти на уступки, трудолюбие,
правдивость, деликатность, отзывчивость и внимательность к людям, патриотизм и
др., следуя Евангельской заповеди: « И так во всем, как хотите, чтобы с вами
поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки»
[Мф.7:12];


научить видеть в жертвенном служении Богу и людям подлинное

счастье (блаженство) и исполнение своего человеческого предназначения.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ВЫПУСКНИКАМИ
СТАРШЕЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММЫ
ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙВЕРЫ
Изучение «Основ православной веры» учащимися в 10 и 11 классах старшей
школы должно стать обобщением всего курса. На этой ступени обучения
обучающиеся должны получить достаточно полное знание о православной вере,
приобрести четкие векторы направленности в своем дальнейшем духовноинтеллектуальном развитии, укрепить практический опыт применения своих
знаний, как в личной, так и в общественной жизни.
4

Метапредметные результаты освоения на данном этапе обучения также
остаются важным компонентом в образовательной системе. Результатами такой
работы должны стать следующие компетенции:
•

развитие

аналитического

подхода

к

осмыслению

изучаемого

материала в контексте православного вероучения;
•

умение выбирать и использовать различные источники знаний,

анализировать, обобщать и представлять их в форме доклада, реферата, сочинения;
•

развитие нравственного отношения к знанию: знания не ради

собственных амбиций и корысти, а ради ответственного служения Богу и
Отечеству;
•

формирование целостной картины мира на основе православного

мировоззрения и мировосприятия;
Личностные

результаты

освоения

выпускниками

старшей

школы

программы по «Основам православной веры» выражаются в следующем:
•

твердое стояние в православной вере, еѐ традиции и культуре;

•

осознание себя чадом Православной Церкви;

•

приобретение опыта личного аскетизма как средства к обретению

внутреннего контроля над своими желаниями и чувствами;
•

обретение православной жизненной позиции и мировоззрения,

личностного самосознания, в неразрывной связи с Церковью Христовой и
обществом;
•

приобретение знаний и навыков, необходимых в духовной жизни и

дальнейшем духовном развитии;
•

приобретение знаний и опыта в апологетике (защите) и проповеди

православной веры;
•

приобретение твердых моральных устоев, христианского образа

поведения и отношения к людям;
•

чувство личной ответственности за мир, в котором живем.

Предметные

результаты

освоения

выпускниками

старшей

школы

программы по «Основам православной веры» выражаются в следующем:
•

понимание термина «религия» и знание отличия религии от секты;
5

•

знание основных аргументов доказательства бытия Божия;

•

знание основ христианской антропологии, учения о душе и теле

человека;
•

знание и умение рассказать о богословском и литургическом значении

православных Таинств;
•

знание и умение рассказать о православном богослужении;

•

знание основных отличий православия от католицизма;

•

понимание ошибочности учения Римо-Католической Церкви о

примасе папы, о Деве Марии, о Филиокве и чистилище;
•

знание и понимание ошибочности протестантского учения об

«оправдании верой», отрицании Предания, их литургической и мистической
несостоятельности;
•

знание классификации сект;

•

представление об учении и внутреннем устроении сект: Свидетели

Иеговы,

Мармоны,

Саентология,

Мунизм,

Общество

сознания

Кришны,

―Трансцендентальная медитация‖ (ТМ), ―Сахаджа йога‖; Неопятидесятники
(харизматики), «Семья», « Церковь Христа», Культы ―Новой эры»: Движение ―Нью
эйдж‖, ―Богородичный центр‖ — ―Православная Церковь Божией Матери
Державная‖, ―Белое братство‖, Секта Виссариона — ―Община единой веры‖ —
―Церковь последнего завета‖, Порфирий Иванов и секта ―ивановцев‖;
•

знание

о

неоязыческом

движении,

понимание

опасности

и

вредоносности подобного явления;
•

знание причин и следствий грехопадения; путей борьбы с грехом и

противодействия злу, осознание покаяния как « пути домой»;
•

представление о христианском браке и нормах христианского

поведения (христианской этике);
•

знание и понимание того, «что значит быть христианином»;

•

знание основ общественной нравственности, этики общественного

служения, добродетелей современного христианина, общего и особенного в
Православии и этике.

6

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Изучению «Основ православной веры» в старшей школе предполагается
отводить один учебный час в неделю, что составляет 68 часов и соответствует 1011 классам образовательной школы. Как правило, в учебном плане предмет должен
быть встроен в часть, формируемую участниками образовательного процесса
(школьный компонент).
Исходя из этого количества часов, учитывая необходимость проведения
проверочных и контрольных работ, а так же творческих уроков, экскурсий и
познавательных встреч, предлагается примерное содержание курса для старшей
школы.

ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ
Направленность

курса

«Основы

православной

веры» на

достижение

поставленных целей и задач представлена в структуре примерной программы и
нашла свое отражение в следующих содержательных линиях:


Первая содержательная линия направлена на формирование твердых

нравственных устоев в жизни, понимание Бога не только как Творца, но и
Спасителя, раскрытие Господа Иисуса Христа как ипостаси единого Бога,
отдавшего Себя «за жизнь мира» (Ин.6;51); следование примеру Господа Иисуса
Христа, давшего образец жертвенного служения, поиск своего пути служения в
Церкви. Данная линия находит свое отражение в разделах «Основное богословие»,
« Литургика и Литургическое богословие», «Нравственное богословие».


Вторая

содержательная

линия

направлена

на

укрепление

обучающихся в православной вере и еѐ традициях, а так же формирование
неприятия лжеучений и деструктивных воздействий. Линия представлена
разделами: «Сравнительное богословие» и « Сектоведение».

7

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основное

богословие

(апологетика).

Этимология

слова

«религия».

Необходимые элементы религии: вера в личностного Бога и в сверхчувственный
мир, необходимость Откровения, вера в бессмертие души, связь религии с
нравственностью, необходимость Церкви и религиозного культа. Отличие Церкви
от тоталитарной секты. Доказательства бытия Бога. Нравственный аргумент.
Онтологический аргумент. Космологический аргумент. Православное учение о
душе. Проблема души, ее существования и бессмертия. Отношение христианства к
человеческому

телу.

Важность

телесной

жизни

для

спасения

человека,

догматические основания для этого - Боговоплощение Иисуса Христа, Воскресение
из мертвых. Уникальность христианства как религии, объясняющей смысл земной
жизни человека. Заботы о телесном здоровье, мнения отцов Церкви об этом (преп.
Максим Исповедник, авва Фалассий).
Литургика и Литургическое богословие. (Богослужения и Таинства).
Символический и богословский смысл Таинств Церкви. Богослужение Страстной
Седмицы: символика, богословский смысл, основные литургические особенности.
Сравнительное Богословие. Католицизм. Отличие от православного учения
о Троице. Учение о верховной церковной власти епископа Рима. Догмат о
вероучительной непогрешимости Римского первосвященника. Римо-католическое
учение

о

спасении.

Материальные

догматы

Римо-католической

Церкви.

Протестантизм (обзорно). Отвержение Церковного Предания и авторитета
Соборной Апостольской Церкви в вопросах веры и церковной организации.
Учение

об оправдании верою. Отличие от православного учения о спасении.

Современное состояние и упадок протестантизма. Экуменическое движение.
Сектоведение. Тоталитарные секты: общие понятия. Классификация сект.
Обзорно о сектах: Свидетели Иеговы, Мармоны,

Саентология, Мунизм.

Псевдоиндуистские секты: Общество сознания Кришны, ―Трансцендентальная
медитация‖

(ТМ),

―Сахаджа

йога‖

и

другие.

Псевдобиблейские

секты:

Неопятидесятники (харизматики), «Семья», « Церковь Христа». Культы ―Новой
эры»:

Движение

―Нью

эйдж‖.

Секты

отечественного

происхождения:
8

―Богородичный центр‖ — ―Православная Церковь Божией Матери Державная‖,
―Белое братство‖, Секта Виссариона — ―Община единой веры‖ — ―Церковь
последнего

завета‖.

Парфирий Иванов и секта «ивановцы». Неоязычество («родноверие», «традиции»,
«ведизм»).
Нравственное богословие (в форме бесед, рассуждений). Божественное
откровение как источник нравственного знания. Грехопадение человека и падшесть
человеческой природы. Создание человека по образу и подобию Божию.
Богообразный
грехопадении

человек. Событие и сущность грехопадения. Роль диавола в
человека.

Грехопадение,

причины

человеческой природы (повреждение ума,
нерассудительность,

стремление

к

и

следствия,

ложь и слушание

самостному

знанию,

искажение
обмана,

любопытство).

Повреждение воли. Непослушание Богу. Своеволие. Гордость. Самолюбие.
Злоупотребление богодарованной свободой. Свобода и воля. Нравственная
поврежденность. Нелюбовь к Богу. Неблагодарность. Глупость. Покаяние как
«путь домой». Осознание ошибок и покаянные переживания. Беседы о покаянии
(на примере 50 Псалма и житий святых). Понятие о грехе и добродетели.
Нравственный путь. Воздержание,

преодоление себя,

самоотвержение,

жертвенность, подвиг. Начала аскетической жизни. Любовь к ближнему. "Заповедь
новую даю вам..."

Свойства любви. Любовь к Богу и ближнему в их

взаимодействии. Семейная этика: супружеские отношения. Семейная этика:
взаимоотношения между родителями и детьми. Христос – второй Адам.
Возрождение

и явление совершенного человека.

Подражание Христу (быть

христианином - значит следовать за Христом, уподобляться Ему). Иисус Христос образец нравственной жизни. Святость в миру. Служение и блаженство. Заповеди
блаженств

как

путь

нравственного

восхождения

(«Служение

требует

жертвенности, а жертвенность невозможна без непрерывного и глубокого
покаяния»).

Общественная нравственность. Этика общественного служения.

Добродетели современного христианина. Православие и этика.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».