ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по «Основам православной веры» для старшей школы завершает обучение в средней школе. Поэтому, с одной стороны, она опирается на те знания, которые были заложены в начальной и основной школе, с другой стороны, подводит итоги обучения и выводит обучающихся на качественно новый уровень осознания вероучительного знания и приобретенного духовного опыта. Ещѐ не прошел пубертатный период, но уже позади его «ершистая» и революционная часть. Современные подростки особенно в 10 и 11 классах начинают, в своем большинстве, строить планы на свое «взрослое» будущее, выбирают направление деятельности и образования, которое желают получить после школы. Они активнее и громогласнее заявляют о своих правах, требуют уважения их мнения и мировоззрения и желают более активно и полновесно участвовать в жизни общества и прихода, в котором окормляются. И, если в этот период не дать им возможности реализовывать свои благие намерения, не найти для их колоссальной энергии применения внутри Церкви, то будет упущен очень важный и даже невосполнимый ресурс, который молодые люди будут выплескивать в других, не всегда созидательных сферах жизни. В тоже время очень много молодых людей в этом возрасте не найдя понимания со стороны взрослых, а главное, внутри своей возрастной группы, замыкаются в себе, увлекаются различными религиозными и оккультными направлениями, начинают искать ответы на свои проблемы в их учениях и культах. Задача школы, семьи и приходов не пропустить молодых людей в этом возрасте, правильно их сориентировать, дать им возможность действовать, ощущать свою востребованность и даже необходимость в Церкви, естественно, под чутким руководством и духовным окормлением пастыря и старших наставников. В старшей школе важно обратить внимание на сохранение веры молодого человека, не дать повода для умаления значимости религиозной жизни, уберечь от опасности попадания в различные псевдорелигиозные секты, деструктивные политические объединения, минимизировать влияние различных субкультур на мировоззрение и жизненные ориентиры. Согласно новой концепции развития социальной, катехизаторской деятельности и молодежной работы на приходах, утвержденной на Архиерейском 2 соборе 2-4 февраля 2011 г., необходимо уделять особое внимание привлечению молодежи к этой работе. Исходя из этого, компонент православного образования в православных гимназиях на этой ступени обучения должен обеспечивать обучающихся необходимыми знаниями и практическими навыками, которые помогут молодым людям, войти и активно работать в приходских и епархиальных объединениях по указанным направлениям. Некоторую основу для этого обучающиеся уже приобрели в основной школе. Духовно-образовательная основа, полученная обучающимися в начальной и основной школе, должна стать главным фундаментом, на котором в старшей школе укрепляется вера. Цели курса: Глубокое осознание жизни во Христе, Его смирения, ига Христова, пути спасения как крестоношения. Утверждение в духовной жизни. Формирование твердых нравственных устоев и взглядов на жизнь в современном мире и обществе. Готовность и желание к работе на приходах в сфере социального, молодежного или катехизаторского служения. Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач: Практических: утвердиться в любви к Богу и преданности православной вере; формировать высоко духовного и нравственно целостного чада Церкви и гражданского общества; формировать чувство духовного самосохранения и неприятия лжеучений; научить различать лжеучения и аргументировано отстаивать свою религиозную позицию; формировать умения применять полученные в ходе изучения предмета знания. Способность рассказать о своей вере, следуя словам апостола Петра: «[будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» 1 Пет.3:15]. 3 Познавательных: развивать способности и стремления к самопознанию, систематической работе над собой, выражаясь словами Свт. Василия Великого, «внимать себе»; развивать стремление и способность самостоятельно анализировать исторические и политические события и их последствия в контексте православного мировоззрения; развивать интерес, потребность и способности к дальнейшему самостоятельному изучению и осмыслению православного вероучения. Коммуникативных: формировать стремления реализовывать христианские заповеди в собственной жизни, в общении с ближними; развивать и укреплять такие качества православного христианина, как человеколюбие, сострадание, способность идти на уступки, трудолюбие, правдивость, деликатность, отзывчивость и внимательность к людям, патриотизм и др., следуя Евангельской заповеди: « И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» [Мф.7:12]; научить видеть в жертвенном служении Богу и людям подлинное счастье (блаженство) и исполнение своего человеческого предназначения. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ВЫПУСКНИКАМИ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММЫ ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙВЕРЫ Изучение «Основ православной веры» учащимися в 10 и 11 классах старшей школы должно стать обобщением всего курса. На этой ступени обучения обучающиеся должны получить достаточно полное знание о православной вере, приобрести четкие векторы направленности в своем дальнейшем духовноинтеллектуальном развитии, укрепить практический опыт применения своих знаний, как в личной, так и в общественной жизни. 4 Метапредметные результаты освоения на данном этапе обучения также остаются важным компонентом в образовательной системе. Результатами такой работы должны стать следующие компетенции: • развитие аналитического подхода к осмыслению изучаемого материала в контексте православного вероучения; • умение выбирать и использовать различные источники знаний, анализировать, обобщать и представлять их в форме доклада, реферата, сочинения; • развитие нравственного отношения к знанию: знания не ради собственных амбиций и корысти, а ради ответственного служения Богу и Отечеству; • формирование целостной картины мира на основе православного мировоззрения и мировосприятия; Личностные результаты освоения выпускниками старшей школы программы по «Основам православной веры» выражаются в следующем: • твердое стояние в православной вере, еѐ традиции и культуре; • осознание себя чадом Православной Церкви; • приобретение опыта личного аскетизма как средства к обретению внутреннего контроля над своими желаниями и чувствами; • обретение православной жизненной позиции и мировоззрения, личностного самосознания, в неразрывной связи с Церковью Христовой и обществом; • приобретение знаний и навыков, необходимых в духовной жизни и дальнейшем духовном развитии; • приобретение знаний и опыта в апологетике (защите) и проповеди православной веры; • приобретение твердых моральных устоев, христианского образа поведения и отношения к людям; • чувство личной ответственности за мир, в котором живем. Предметные результаты освоения выпускниками старшей школы программы по «Основам православной веры» выражаются в следующем: • понимание термина «религия» и знание отличия религии от секты; 5 • знание основных аргументов доказательства бытия Божия; • знание основ христианской антропологии, учения о душе и теле человека; • знание и умение рассказать о богословском и литургическом значении православных Таинств; • знание и умение рассказать о православном богослужении; • знание основных отличий православия от католицизма; • понимание ошибочности учения Римо-Католической Церкви о примасе папы, о Деве Марии, о Филиокве и чистилище; • знание и понимание ошибочности протестантского учения об «оправдании верой», отрицании Предания, их литургической и мистической несостоятельности; • знание классификации сект; • представление об учении и внутреннем устроении сект: Свидетели Иеговы, Мармоны, Саентология, Мунизм, Общество сознания Кришны, ―Трансцендентальная медитация‖ (ТМ), ―Сахаджа йога‖; Неопятидесятники (харизматики), «Семья», « Церковь Христа», Культы ―Новой эры»: Движение ―Нью эйдж‖, ―Богородичный центр‖ — ―Православная Церковь Божией Матери Державная‖, ―Белое братство‖, Секта Виссариона — ―Община единой веры‖ — ―Церковь последнего завета‖, Порфирий Иванов и секта ―ивановцев‖; • знание о неоязыческом движении, понимание опасности и вредоносности подобного явления; • знание причин и следствий грехопадения; путей борьбы с грехом и противодействия злу, осознание покаяния как « пути домой»; • представление о христианском браке и нормах христианского поведения (христианской этике); • знание и понимание того, «что значит быть христианином»; • знание основ общественной нравственности, этики общественного служения, добродетелей современного христианина, общего и особенного в Православии и этике. 6 МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Изучению «Основ православной веры» в старшей школе предполагается отводить один учебный час в неделю, что составляет 68 часов и соответствует 1011 классам образовательной школы. Как правило, в учебном плане предмет должен быть встроен в часть, формируемую участниками образовательного процесса (школьный компонент). Исходя из этого количества часов, учитывая необходимость проведения проверочных и контрольных работ, а так же творческих уроков, экскурсий и познавательных встреч, предлагается примерное содержание курса для старшей школы. ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ Направленность курса «Основы православной веры» на достижение поставленных целей и задач представлена в структуре примерной программы и нашла свое отражение в следующих содержательных линиях: Первая содержательная линия направлена на формирование твердых нравственных устоев в жизни, понимание Бога не только как Творца, но и Спасителя, раскрытие Господа Иисуса Христа как ипостаси единого Бога, отдавшего Себя «за жизнь мира» (Ин.6;51); следование примеру Господа Иисуса Христа, давшего образец жертвенного служения, поиск своего пути служения в Церкви. Данная линия находит свое отражение в разделах «Основное богословие», « Литургика и Литургическое богословие», «Нравственное богословие». Вторая содержательная линия направлена на укрепление обучающихся в православной вере и еѐ традициях, а так же формирование неприятия лжеучений и деструктивных воздействий. Линия представлена разделами: «Сравнительное богословие» и « Сектоведение». 7 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Основное богословие (апологетика). Этимология слова «религия». Необходимые элементы религии: вера в личностного Бога и в сверхчувственный мир, необходимость Откровения, вера в бессмертие души, связь религии с нравственностью, необходимость Церкви и религиозного культа. Отличие Церкви от тоталитарной секты. Доказательства бытия Бога. Нравственный аргумент. Онтологический аргумент. Космологический аргумент. Православное учение о душе. Проблема души, ее существования и бессмертия. Отношение христианства к человеческому телу. Важность телесной жизни для спасения человека, догматические основания для этого - Боговоплощение Иисуса Христа, Воскресение из мертвых. Уникальность христианства как религии, объясняющей смысл земной жизни человека. Заботы о телесном здоровье, мнения отцов Церкви об этом (преп. Максим Исповедник, авва Фалассий). Литургика и Литургическое богословие. (Богослужения и Таинства). Символический и богословский смысл Таинств Церкви. Богослужение Страстной Седмицы: символика, богословский смысл, основные литургические особенности. Сравнительное Богословие. Католицизм. Отличие от православного учения о Троице. Учение о верховной церковной власти епископа Рима. Догмат о вероучительной непогрешимости Римского первосвященника. Римо-католическое учение о спасении. Материальные догматы Римо-католической Церкви. Протестантизм (обзорно). Отвержение Церковного Предания и авторитета Соборной Апостольской Церкви в вопросах веры и церковной организации. Учение об оправдании верою. Отличие от православного учения о спасении. Современное состояние и упадок протестантизма. Экуменическое движение. Сектоведение. Тоталитарные секты: общие понятия. Классификация сект. Обзорно о сектах: Свидетели Иеговы, Мармоны, Саентология, Мунизм. Псевдоиндуистские секты: Общество сознания Кришны, ―Трансцендентальная медитация‖ (ТМ), ―Сахаджа йога‖ и другие. Псевдобиблейские секты: Неопятидесятники (харизматики), «Семья», « Церковь Христа». Культы ―Новой эры»: Движение ―Нью эйдж‖. Секты отечественного происхождения: 8 ―Богородичный центр‖ — ―Православная Церковь Божией Матери Державная‖, ―Белое братство‖, Секта Виссариона — ―Община единой веры‖ — ―Церковь последнего завета‖. Парфирий Иванов и секта «ивановцы». Неоязычество («родноверие», «традиции», «ведизм»). Нравственное богословие (в форме бесед, рассуждений). Божественное откровение как источник нравственного знания. Грехопадение человека и падшесть человеческой природы. Создание человека по образу и подобию Божию. Богообразный грехопадении человек. Событие и сущность грехопадения. Роль диавола в человека. Грехопадение, причины человеческой природы (повреждение ума, нерассудительность, стремление к и следствия, ложь и слушание самостному знанию, искажение обмана, любопытство). Повреждение воли. Непослушание Богу. Своеволие. Гордость. Самолюбие. Злоупотребление богодарованной свободой. Свобода и воля. Нравственная поврежденность. Нелюбовь к Богу. Неблагодарность. Глупость. Покаяние как «путь домой». Осознание ошибок и покаянные переживания. Беседы о покаянии (на примере 50 Псалма и житий святых). Понятие о грехе и добродетели. Нравственный путь. Воздержание, преодоление себя, самоотвержение, жертвенность, подвиг. Начала аскетической жизни. Любовь к ближнему. "Заповедь новую даю вам..." Свойства любви. Любовь к Богу и ближнему в их взаимодействии. Семейная этика: супружеские отношения. Семейная этика: взаимоотношения между родителями и детьми. Христос – второй Адам. Возрождение и явление совершенного человека. Подражание Христу (быть христианином - значит следовать за Христом, уподобляться Ему). Иисус Христос образец нравственной жизни. Святость в миру. Служение и блаженство. Заповеди блаженств как путь нравственного восхождения («Служение требует жертвенности, а жертвенность невозможна без непрерывного и глубокого покаяния»). Общественная нравственность. Этика общественного служения. Добродетели современного христианина. Православие и этика. 9